Фильм ужасов «Сайлент Хилл»: о чем молчит тихий холм?

Сегодня я предлагаю вспомнить довольно известный, хоть и далеко не новый канадский фильм ужасов «Сайлент Хилл».

Разговор об этом фильме, думаю, уместно будет начать со слов, сказанных некогда Господом нашим Иисусом Христом о дьяволе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Да, «Silent Hill» я воспринимаю как фильм откровенно сатанинский и наполненный патологической ненавистью к Христианству. Но при всем при том в этой ленте кроются вынужденные признания, на которые следовало бы обратить внимание всем скептикам-маловерам.

Итак, что это за фильм?

Максим Якушев в своей занятной рецензии сообщает, что картина основана на популярной хоррор-игре «Сайлент Хилл» от Konami.

Сценарий фильма создан Роджером Эйвери (он является соавтором «Криминального чтива», получил «Оскар» 1995-го года за лучший сценарий), а снимать картину было доверено французскому режиссеру-сюрреалисту Кристофу Гану. Этот человек известен тем, что в 1994 году написал сценарий и снял эпизод фильма, посвященного черной магии «The Necronomicon» («Книга мертвых») по Г. Ф. Лавкрафту; позже получил несколько премий за снятый им в 2001 году ужастик «Братство волка».

Выход в свет фильма «Сайлент Хилл» датируется 2006 годом.

Сценарий фильма в двух словах состоит в следующем. Бездетные супруги Да Сильва берут из приюта девочку, которую назвали Шэрон.

Где-то на подходе к пубертатному периоду у девочки начали наблюдаться психические аномалии: она начала страдать лунатизмом; находясь в сумеречном состоянии, создавала странные и страшные рисунки; проявилась общая неуравновешенность натуры. Психиатры разводили руками, состояние девочки ухудшалось; названная мать, которую звали Роуз, решила искать решение проблемы в том месте, которое в бессознательном состоянии называла девочка. Роуз покопалась в интернете и тайком от мужа повезла девочку в городок Сайлент Хилл, Западная Вирджиния. Еще на подъезде к тем краям Роуз выяснила, что город давно заброшен из-за продолжавшегося многие годы подземного пожара на угольных шахтах.

При въезде в городок машина Роуз попадает в аварию. Роуз теряет сознание, а придя в себя, обнаруживает, что Шэрон исчезла. Здесь завершается предыстория и начинается основное повествование.

Покинув машину, Роуз оказывается в некоем отвратительном мире, населенном монстрами и доведенными до отчаяния людьми. Здесь не бывает солнца, с неба сыпется пепел и происходят всякие невероятные вещи. Приходит на ум, что место это находится не на земле, а в некоем духовном пространстве на полпути между жизнью и смертью. Вскоре Роуз обнаруживает здесь церковную общину, руководимую женщиной по имени Кристабелла.

Время от времени над этим миром воцаряется тьма, и все, кто в это время оказываются за пределами храма, рискуют стать добычей ужасного безжалостного демона.

В поисках приемной дочери Роуз оказывается сначала в обществе Кристабеллы, показанной злобным и властолюбивый человеком, а затем — в логове демона Алессы. Там выясняется, что этот демон – темная сторона девочки Алессы Гиллеспи, из которой некогда изгоняли огнем дьявола, причинив бедняжке жуткие ожоги (Шэрон оказалась светлой стороной этой девочки).

Тем временем Кристабелла готовит огненный экзорцизм и для Шэрон, которую она обнаружила прячущейся у матери Алессы Далии Гиллеспи. Роуз, которая ради спасения Шэрон добровольно приняла в себя демона, приходит в собор как раз в то время, когда девочку готовятся опустить в костёр. Роуз кричит Кристабелле, что её Апокалипсис — выдумка, что мир продолжает существовать, и только она виновата в проклятии, постигшем Сайлент Хилл. Кристабелла ударяет Роуз ножом. Этим поступком она выпускает на волю тёмную половину Алессы, которая теперь получает власть действовать в храме. Алесса вызывает из подземного огненного ада прикованную к больничной кровати обгоревшую и повзрослевшую Алессу. Вместе они уничтожают верующих — их разрывают на части нити живой колючей проволоки.

Роуз и Шэрон, объединившая в себе темную и светлую свои сущности, отправляются домой. Но они по-прежнему существуют в другом слое реальности: Кристофер, муж Роуз, их не видит, да и они не замечают его присутствия в доме.

Такая вот мрачная страшилка с очень сомнительным хэппиэндом.

Сколько ни читал я русскоязычных рецензий на фильм (см., в частности, и ), везде верующих Сайлент Хилла определяют, как сектантов. И правда, на первый взгляд они действительно представляются некоей изуверской сектой. Каждый, живущий в православной стране, знает, что христиане не жгут маленьких девочек (больших – тоже), дьявола изгоняют молитвой, а не огнем и не рукополагают в пресвитеры женщин. Это действительно так, но при более внимательном анализе увиденного в фильме у воцерковленного человека начинают возникать недоуменные вопросы. Во-первых, эти «сектанты» почитают честной животворящий крест, причем именно в православном его начертании (сравните крест на двери заброшенной школы с крестом на изображении преподобного Исидора Пелусиотского); у них имеется некий аналог икон, показанных, правда, в откровенно пародийной форме.

И на молитве в храме они стоят, как мы, православные, а не сидят, как католики.

Наконец, отталкивающий образ Кристабеллы в момент ее гибели вдруг обретает высокие черты православных мучеников за веру.

Всех этих внешних признаков было бы, конечно, недостаточно, чтобы отождествить себя с этими малопривлекательными личностями, но есть и еще одна принципиальная деталь: по фильму тьма и ее ужасы не имеют доступа в этот храм к этим людям, и демоны получают власть лишь над теми несчастными, которые в темные периоды так или иначе оказались за его пределами. Но ведь ложь не способна защитить от сил ада. Защиту человеку дает лишь Истина. Значит все, происходящее в фильме, следует воспринимать, как антиправославную аллегорию, созданную извращенным сатанинским сознанием.

Придя к этому выводу, мы без труда расшифруем послание зрителю, сокрытое в ленте.

Под огненными зверствами, с которых начались все несчастья обитателей городка, следует понимать самые обычные православные Таинства (Крещение, скажем). Да, бесами наши Таинства должны восприниматься именно так. Кто читал, кто на видео смотрел, а кто и вживую слышал, как бесы устами одержимых вопят: «Уберите крест, он меня жжет!» Прикосновение к душе святыни в церковных Таинствах кажется бесам огнем сожигающим. Отсюда и «огненный экзорцизм» Сайлент-Хилла. А обгоревшее тело девочки оставим на совести создателей фильма. Как бы они иначе добились сочувствия зрительской аудитории к явно демоническим персонажам.

Изгнанные из душ членов Церкви, бесы всячески нападают на верующих извне, стараются превратить нашу жизнь в непрекращающийся ад, подтолкнуть к отпадению от Церкви искушениями и страхованиями. Окружающий, обезверенный, мир живет совсем иначе, спокойно и, в целом, безмятежно. Зачем нападать на них бесам, когда они и так всецело во власти дьявола. Ни к чему их беспокоить до поры, пусть дремлют. Схватка происходит здесь, на пороге Церкви, в которой верующие получают спасение.

Несложно догадаться, Кого создатели фильма кощунственно оклеветали в образе Кристабеллы. Именно Пресвятая Богородица неизменно пребывает с нами, слепыми и несчастными, незримо ограждает, утешает, ведет ко спасению. Именно Она, превысшая ангелов, является средоточием злобы сатанинской. Мы видим в фильме, как неистово желали бы демоны расправиться с нашей Заступницей, а затем и со всеми нами.

Невозможно, чтобы падшие духи всерьез рассчитывали одолеть Ту, Которая носила во чреве Создателя мира. Сцены, разворачивающиеся перед зрителями на экране, преследуют единственную цель: ввергнуть зрителя в страшный грех соучастия в злобе сатанинской.

Итак, за исключением развязки, мы видим в фильме то, о чем свидетельствуем в учении Церкви: мир, сам того не замечая, полностью пребывает во власти сатаны. Православие — единственная религия, способная привести человека к спасению. Все это подано, конечно, как бы с позиции демона, который вынужден признавать силу и исключительность Православия.

И мы, верующие православные люди, видим ту глубину ненависти, которую испытывает враг рода человеческого к нам, находящимся под покровом Божественной благодати.

Андрей Александров

Этот материал находится в разделе «Кинематограф и мультипликация».

Рецензия к фильму «Сайлент Хилл 2». Бессмысленное жертвоприношение

Похоже, некоторые голливудские режиссеры заигрались. Причем, в прямом смысле слова: экранизации видеоигр в их руках сами превращается в те же видеоигры, с улучшенной графикой и пониженной планкой качества. Нам же предлагается сидеть и полтора часа кряду наблюдать за тем, как тот или иной постановщик, вместо джойстика используя съемочную команду, проходит квест за квестом, набирает уровень за уровнем, побеждает Босса и, вместо банального Game Over выдает еще более банальное to be continued. И при этом так и не дает поиграть зрителю.
Нескоро еще у нас появится возможность в реальном времени редактировать подобные фильмы, придавая им хоть какие-то оригинальные черты, а потому такой игровой подход вдвойне нечестен. Сперва Пол В.С. Андерсон с его зомби-слоу-мо-экшеном, теперь вот Майкл Дж. Бассетт, экранизирующий продолжение киноадаптации одной из известнейших хоррор-игр. Что ж, давайте без обиняков: лучше бы Кристоф Ганс – режиссер первого «Сайлент Хилла» – никуда не уходил.
В первой части особенное место занимала атмосфера – таинственная, предвещающая неумолимую и неостановимую поступь рока с пирамидой на башке и тесаком в руках. Городок свихнувшихся фанатиков и их заигрывания с божественными сущностями придавали происходящему оттенок грандиозности. Да и антураж, несмотря на местами явно компьютерные спецэффекты, весьма способствовал созданию подобного настроения – безысходности и холодного страха.
Вторая часть так не цепляет. Темные помещения, полные всепожирающей черноты и куч оживших агрессивных кусков мяса, которым бы сам Босх позавидовал, вроде бы должны пугать – на это, по крайней мере, усиленно намекают одновременно оператор и звукорежиссер, использующие затертые до лохмотьев способы. Не получается. Первые ряды скромно хихикают, последние отпускают комментарии по поводу реплик заботливого отца вроде «Домой не возвращайся!», а где-то посередине клюют носом все остальные. Под громкий хлопок очередной… хлопушки?
Единственное, что авторам действительно удалось – это закинуть зрителям в головы мысль о том, как выглядит настоящий Ад, из авраамических религий, или, если угодно, классический. Кромешный ужас, от которого не спрячешься. Не убить себя, не избавиться от лицезрения оживающих конструкций из манекенов и радушных медсестер, которые даже по меркам демонических тварей долбануты на голову. Впрочем, для подготовленного зрителя все это – не более чем повод в очередной раз взглянуть на часы в ожидании финала, даже с учетом нарочитой стереоскопии. Может, хоть там будет что-то, да интересное, а если нет, так хоть все быстрее закончится.
Увы, приходится удовлетворяться вторым вариантом развития событий. По сравнению с кульминацией первой части, концовка «Сайлент Хилл 2» — дипломная работа эпатажного выпускника режиссерского факультета. И даже многообещающая заключительная схватка оказывается довольно скверно поставлена и закончена словно в спешке, через силу, потому что Так Сказали. Пришли, помахались ржавой сталью, и чинно удалились – кто куда. Да и в целом на концовку все это слабо похоже, скорее – промежуточное звено между основным событиями и чем-то большим. Надеемся и ждем?
Про персонажей говорить вообще бессмысленно. Сценаристам еще и хватает наглость заявлять о наличии в тех или иных персонажах черт характера, которых у них в принципе нет. Про поведение, которое, даже с учетом всех критических ситуаций, совершенно не подчиняется каким-либо законам психологии, можно рассказывать вообще отдельно. Другими словами, прелестные медсестры оказались куда живее и колоритнее большинства героев, не говоря уже о Пирамидоголовом – единственном персонаже, который вызывает интерес. Даже симпатию – извращенную, гадкую, отвратительную, но – симпатию. Что парадокс. И повод сбегать в магазин хотя бы за треуголкой.
Обидно, но талантливую экранизацию игры – словосочетание, удивительное уже само по себе – продолжили подделкой. Коммерция одержала решительную победу над творчеством, и атмосфера, взбунтовавшись, покинула съемочную площадку, оставив после себя лишь опустошенные декорации и исхудавшую историю, в которой тютелька с тютелькой – однополярные магниты. Так примечательного остались лишь Красная Пирамида, да полтора с половиной удивительно эффектных кадра. Но стоит ли ради подобной мелочи тратить полтора часа жизни? Бессмысленное жертвоприношение: Бог удовольствия не голоден.
Роман Волохов

Смысл фильма «Сайлент Хилл»

Фильм «Сайлент Хилл» неоднозначен и во многом не принимается фанатами одноименной японской компьютерной игры. Фильм действительно во многом не соответствует игре и является скорее самостоятельным продуктом. Так в чем заключается смысл фильма «Сайлент Хилл»?

Стоит отметить, что фильм вовсе не так прост, каким кажется. В нем сосуществуют несколько реальностей и действие происходит в двух временных промежутках.

Сюжет фильма «Сайлент Хилл»

Сюжет фильма повествует о семье Дасилва, у которых воспитывается приемная дочь Шэрон. Шэрон все чаще мучают видения во сне, девочке становится хуже. Для того, чтобы помочь ребенку, ее приемная мать Роуз решает поехать с девочкой в город Сайлент Хилл.

По дороге к городу автомобиль Роуз и Шэрон начинает преследовать полицейская Сибил. При въезде в город машина попадает в аварию, Роуз теряет сознание, а когда приходит в себя, понимает, что Шэрон исчезла.

Мать идет на поиски дочери и встречает на своем пути множество препятствий и жутких существ, которые были когда-то людьми. Полицейская Сибил старается помочь найти Шэрон и пытается защитить Роуз, даже ценой собственной жизни.

В это время отец семейства, Кристофер, пытается найти своих жену и дочь. Он отправляется на поиски, но попадает в настоящий город наших дней. Разыскивая семью, он узнает кошмарные тайны города, в котором тридцать лет назад правила религия во главе с жуткой сектой.

Культ веры был слеп и развит на столько, что сектанты подожгли на костре и были готовы сжечь заживо девятилетнюю девочку Алессу. Получив сильнейшие ожоги, ребенку удалось спастись и ее сущность как будто разделилась на две части: темную Алессу, которая обозлилась на горожан за их жестокость и на Шэрон, которая не помнит страшных событий прошлого.

Смысл фильма «Сайлент Хилл»

Реальность, в которой существует Алесса, подавляема ей, будто сжигает и сжирает город с его жителями изнутри. Идея боли и мести присутствует в фильме и раскрывается за счет главных героев.

Но смысл фильма «Сайлент Хилл» заключается не только в силе ненависти, мотив любви настолько же силен. Бесконечная любовь матери к дочери показана в фильме. Роуз готова на все, чтобы вернуть и защитить свою дочь. Она не отступится и не спасует перед кошмарными препятствиями.

Сила веры, сила бездумного культа, также поднимается как тема фильма. На что человек готов пойти ради своей слепой веры? Можно ли безнаказанно убить беспомощную девочку? Режиссер картины говорит зрителям: «нет». Любое зло понесет наказание.

Город и его горожане, которые позволили обидеть ребенка, причинить ему страдания, обречены на вечные муки. Неспроста город так сильно напоминает ад. Это ад для всех тех, кто находится в этом месте и уже никогда не сможет покинуть его. Город-призрак никого не выпустит обратно.

В тот момент, когда кажется, что так называемое «добро» восторжествовало, жители понесли наказание. А мать и дочь воссоединились вместе и готовы отправиться домой к отцу семейства, финал фильма все же остается открытым.

Смысл концовки фильма «Сайлент Хилл» заключается в том, что Роуз и Шэрон не вернулись домой. До конца не ясно, что случилось с главными героинями. Возможно, попав в аварию, они разбились и умерли. Или попав в Сайлент Хилл дороги обратно быть не может.

Зритель в какой-то момент понимает, что видит перед собой не героинь, а скорее их души, желающие вернуться домой и воссоединиться с Кристофером. Миры в фильме снова двоятся. Кристофер остается в настоящей реальности, а Роуз и Шэрон, вернувшись домой, не могут там обнаружить своего мужа и отца. Герои находятся рядом, но не могут увидеть друг друга. Единственное, что у них есть – это ощущение близости и неугасающая надежда.

Один из вопросов фильма: «Что есть зло, а что добро?» Если отвечать на данный вопрос, то мы поймем, что добра в чистом виде в фильме и нет. Но есть справедливость, есть вера в любовь.

Самопожертвование и готовность прийти на помощь – важные качества, которые проявила Сибил по отношению к незнакомым ей людям. Материнская забота и готовность к борьбе за своего ребенка – те черты, за которые зрители уважают Роуз.

Страдания и боль, которые перенесла Алесса вернулись ее мучителям, а это значит, что даже в темном мире существует справедливость.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *