Стать педагогом или нет? 5 причин не выбирать профессию учителя

Престиж профессии учителя, к сожалению, хромает. Успеха, признания и уважения достигают немногие преподаватели. Частая ситуация — отсев педагогов: после отработки по распределению молодёжь особо не задерживается, уходя в частные центры или другую профессию. Чтобы с тобой этого не произошло и ты не зря потратил четыре года в университете, рассказываем о сложных моментах трудовых будней педагога. Мы выделили пять фактов, которые пугают молодых специалистов. Как говорится, предостережён — значит вооружён.

Зарплаты в сфере образования далеко не высокие

Хоть Министерство образования и ставит цель поднять к 2025 году зарплаты учителей до заветной 1000 BYN, ситуация с оплатой труда далеко не такая. Это как нельзя лучше показывает статистика Белстата, представленная в мае 2019 года. Оказалось, что зарплату меньше 300 BYN в стране получали 62 077 человек. Из них, как бы это не звучало, в лидерах — работники сферы образования (19 114). А вот зарплатой в 1000 BYN и выше мог похвастаться не каждый. Даже если не вдаваться в аналитику, достаточно заглянуть на любой сайт по поиску работы и просмотреть вакансии учителя. Более частые варианты — 500−800 BYN за ставку до вычета налогов. Хочешь зарабатывать больше — бери дополнительный часы, факультативы, классное руководство и вообще оставайся жить в школе.

Если нет природного дара общаться с детьми, придётся туго

Современные школьники настолько продвинуты, что они не будут учить предмет, если преподаватель скучный, не заинтересовывает их как педагог и как личность. Поэтому если у тебя нет природного дара общаться с детьми и психолог из тебя никакой, то, наверное, в школе ты не задержишься. В таком случае отсутствие уважения, интереса к предмету, нарушение дисциплины со стороны детей гарантированы. А это чревато эмоциональным выгоранием. Ведь сложно вести урок, когда один из учеников каждые пять минут предлагает купить холодильник или отказывается отвечать домашнее задание. Не знал о таком? Это примеры из реальной практики.

Настольная книга любого учителя — «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, которому удалось вырастить достойных людей из детей, попавших в колонию для малолетних преступников

У педагога много бумажной работы

Будь готов создать на компьютере много папок, куда будешь сохранять конспекты уроков, карточки с заданиями, презентации, календарно-тематическое планирование, «всеобуч». А если ты ещё и классный руководитель, то вдобавок готовь список класса, его социально-педагогическую характеристику, акты посещения семьи ученика, план рассадки, план мероприятий на каникулы и многие другие документы. И это ещё не всё. Нужно будет проверять рабочие тетради. У каждого класса, хотя бы два раза в неделю. Поверь, это очень много.

Классные руководители должны быть доступны 24 часа в сутки

В продолжение темы классного руководства, хочется предупредить о кое-каких вещах. Эту должность, по сути, можно назвать родительской. Учитель автоматически становится опекуном для 20−30 школьников и должен отвечать за них чуть ли не 24 часа в сутки. За их поведение в школе и за её пределами, за достижения или проступки, за отношения в классе, за отсутствие на уроках и так далее. Это вполне понятные вещи и делаются ради безопасности учеников, но не каждый человек способен работать в таком ритме и нести огромную ответственность за жизнь, обучение и воспитание чужих детей. Такая интенсивная работа требует много физических и моральных сил. А ведь у учителя есть ещё и личная жизнь.

Требования к учителям растут

Это также закономерный процесс. Понятно, что современный учитель без информационных технологий никуда. И если он не умеет сделать презентацию, использовать разные способы проверки знаний или придумывать свои интересные фишки (группы в соцсетях по предмету, рейтинговые системы, флешмобы и так далее), то он отстаёт от современных тенденций. Это негласное требование, но есть и более официальные. Их можно прочесть в трудовом договоре. Плюс ко всему в Беларуси рассматривается вариант урегулирования отношений между учителем и учеником, родителями и коллегами. В конце февраля огласят окончательную версию Этического кодекса педагога. Если сказать кратко и просто, то это правила поведения для учителя. Например, ему нельзя физически или морально обижать ученика. Осуждать школу и коллег лично или в интернете. Либо публиковать на своей странице в соцсетях неподобающую информацию. И многое другое. Как повлияет нововведение на работу учителей, неизвестно.

Работа учителя глазами бывших специалистов

Педагог — это стиль жизни

В сфере образования остаются идейные люди, которые горят своим делом и не представляют себя на другой работе. Это те профессионалы, которые за счёт опыта и слаженной системы разгружают себя от организационных дел. Которые заряжаются позитивом от детей и не устают на работе. У них хватает энергии и сил на школу и личную жизнь. Правда, порой они так вживаются в свою роль, что продолжают себя характерно вести и за пределами школы. Из разряда: сделать замечание ребёнку, который идёт без шапки, поправить людей, которые неправильно произносят слова. И другие подобные вещи. Думаем, тебе знаком такой типаж. Это неплохо, но порой вызывает недоумение.

Эти минусы приведены не с целью отговорить тебя быть учителем. Просто мы раскрыли подводные камни работы в сфере образования, о которых узнаёшь, когда впервые приходишь в школу после университета. В каждой профессии есть свои нюансы. И остаются верные своему выбору те, кто мирится с минусами и продолжает развиваться. Чтобы тебе было проще определиться, стоит ли идти в педагогику, посмотри интервью с учителями, почитай новостные статьи и блоги преподавателей. Если ты хочешь быть педагогом и тебя не пугают трудности, которые мы перечислили выше, дерзай! Возможно, ты новый Макаренко и тебе удастся вдохновлять учеников и помогать им находить себя в этой жизни. Пускай у тебя всё получится!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

10 причин быть учителем

Среди наших блогеров есть учителя, которых эта профессия выбрала сама, а есть те, для кого это было призванием с самого начала. Десятиклассница Варвара Гатауллина не представляет себя в этой роли, но очень ценит труд педагога. Она поговорила с учителями своей школы и выяснила, почему учить детей — это круто.

Уважаю многих учителей, но себя в этой роли представить не могу. Возможно, всё ещё успеет поменяться, но сейчас для меня настоящий учитель — это человек с таким набором качеств, сочетание которых редко встречается в природе.

Сама я не обладаю сразу всеми этими качествами, поэтому вместо выдумывания причин из ниоткуда решила опросить учителей своей школы, чтобы собрать достоверную информацию и не врать читателю («используйте только свой собственный опыт» — одно из главных правил публицистики).

Хочу сказать спасибо учителям, которых тормошила, пытаясь разузнать положительную информацию о том, чем они занимаются (к слову, все эти люди любят свою работу). Для них это было сложно, так что некоторые причины могут показаться несерьёзными. Но каждая из них проверена и правдива.

1. Это дар, которым хочется делиться

Существует мнение, что у каждого человека есть призвание: дело, в котором он профессионал. Даже если вы пока на стадии поиска этого самого призвания — не волнуйтесь: если упорно искать, щупать и пробовать, рано или поздно вы сможете его найти.

У кого-то так происходит с работой учителя — чувствуешь, что нет иного пути как, например, идти преподавать математику. Я за свою недолгую шестнадцатилетнюю жизнь встречала мало таких учителей математики (хотя проучилась три года в лицее с физико-математическим уклоном). Это именно те люди, которые обладают недюжинным терпением и по-настоящему кайфуют от своего дела.

Причём каждый такой человек (необязательно связанный с математикой), рассказывающий или объясняющий что-то, от чего он по-настоящему получает удовольствие, притягивает к себе окружающих. Таких сразу видно. Особенно когда на вопрос «Как дела?» они отвечают: «Ну такое, по синусоиде».

2. Это позволяет делать мир (и людей) лучше

Конечно, существует масса других способов творить добро, но что может быть прекраснее впихивания в нерадивых школьников информации, не желающей усваиваться в их головах (шутка)? А если серьёзно, то действительно бывает, когда обладаешь знанием и хочешь «нести его в массы», чтобы окружающие говорили «красИвее» вместо «красивЕе» или знали, что Столетняя война на самом деле длилась не сто лет (с этим знанием детство заканчивается у всех, я серьёзно).

В конце концов, нынешние дети через какое-то время превратятся во взрослых, и, согласитесь, было бы гораздо приятнее видеть их интеллигентными и образованными людьми. Ведь если кто-то не знает того, что знаешь ты, надо исправлять это досадное упущение. Будет плюс один (или даже не один) более просветлённый человек на планете.

3. Отсутствие рутины

Если вы всё-таки попали в сферу образования учителем, то вам точно гарантированы насыщенные рабочие будни. Даже если все уроки вы будете проводить у одного и того же класса (как происходит в начальной школе), они будут разнообразными. Это и есть один из главных плюсов работы с людьми — никогда нельзя знать наверняка, как всё пройдёт. Будет ли тот мальчик с галёрки сегодня опять кидаться бумажками во время урока? Почему у всего класса одинаковые работы? Но ведь именно это делает жизнь необычной (пусть порой и хочется их всех… или уволиться).

4. Живое общение

Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. И это опять же про детей и подростков. Подростки — наиболее неоднозначный, непредсказуемый и сложный тип людей, с которыми, как ни странно, «приятнее всего проводить время» (учительская цитата). От многих учеников заряжаешься энергией, ловишь идеи, и это помогает найти новые силы для того, чтобы придумывать, делать, организовывать.

Это происходит в определённой степени оттого, что именно в период времени, когда человек находится на границе между взрослым и не совсем взрослым миром, ему в голову приходят наиболее необычные идеи, мысли, которыми он может делиться, вдохновляя иногда устающее от жизни старшее поколение. Так что практика знает случаи, когда ученики становятся интересными собеседниками.

Когда проводишь наибольшую часть своей жизни, работая с теми, кто младше и неопытнее тебя, учишься сам (работает принцип «отдаёшь — получаешь»). Тебе постоянно прилетают новые задачи и возможности для развития. В школе чувствуешь себя живым!

5. Коллеги-единомышленники

Круто, когда тебя окружают химики, биологи, физики, но ещё круче иметь возможность поговорить с людьми, интересующимися тем же, чем и ты. Вы мыслите с ними в одном «потоке»: можете делиться опытом, обсуждать наболевшее (постмодернизм и литературные мемы, например). В общем, плюсов здесь много. Только смотрите, чтобы вашу крепкую дружбу не разрушила всего одна просьба коллеги заменить его на уроке.

6. Возможность постоянно говорить

После того, как начался урок, учитель обретает возможность творить всё, что ему вздумается. Желательно, конечно, в разумных пределах. Но если от жизни вы желаете одного — говорить как можно больше о чём-то, что вам нравится — смело ступайте на «тропу войны» (то есть, преподавания). Ведь любимая тема ваших разговоров может оказаться предметом школьной программы.

Представьте: 40 минут рассказывать только о том, в чём вы хороши, что доставляет вам удовольствие. А ещё никто не перебивает. Запомните: когда человек о чём-то увлечённо говорит, его будут слушать.

7. Право сомневаться и совершать ошибки

Когда работаешь с людьми, довольно трудно избегать ошибок. Непонятно, что будет хорошо, а что плохо. Грань между правильным и неправильным здесь настолько нечёткая и размытая, что иногда вообще становится сложно делать выбор и принимать решение: стоит что-то говорить или нет. Ведь воспринять и трактовать все могут по-разному. Иногда вообще сам начинаешь сомневаться в том, что слышишь/говоришь/думаешь. Но это стоит делать. «Сомневаться — значит мыслить, то есть существовать. Нет правильных ответов в профессии учителя. Это прекрасно. Я могу сомневаться. Не всегда, конечно. В чём-то лучше быть уверенным, но сомнение даёт пищу для ума».

8. Открытие себя, других, мира

Учиться в школе можно (и нужно) у всех: в равной степени как у детей, так и у коллег. У первых — всему тому, чего не хватает во взрослой жизни. А у вторых — не только профессиональным навыкам, которые можно перенять, но и чему-то новому из области их предмета. Это как курсы обо всём на свете: под предлогом «работы» можно пойти на чужой урок слушать про Великую французскую революцию или валентность металлов (кто сказал, что эта информация не важна для урока английского?). Таким образом можно расширять границы своего собственного мира. Особенно в том случае, если понимаете, что без этой «учёбы по обмену» найти в себе силы заниматься саморазвитием вы вряд ли сможете.

9. Возможность влиять на чужую жизнь

Всё то, что учитель говорит и делает во время уроков, сказывается на его учениках. Тогда зачем брать на себя такую ответственность и идти преподавать именно в школу? Ведь, по логике, с детьми должно быть сложнее, чем уже со взрослыми, состоявшимися студентами, с которыми можно обсуждать не азы, а глубокие темы? Да, сложнее, зато интереснее.

Студентов уже вряд ли получится перевоспитать, что-то изменить в их сознании. А вот когда ребёнок только начинает познавать мир и его особенности, у учителя море возможностей. Он имеет законное право не только «подсматривать» за развитием его жизни, но и вносить некоторые коррективы, влиять на его мировоззрение и рост. В самом хорошем смысле. Это будет отнимать много сил, времени, энергии, но оно того стоит. Со временем начинаешь это понимать, и отдавать силы, время и энергию становится проще. «Если мой сегодняшний ученик победил себя вчерашнего — это же космос! А я рядом, и я радуюсь».

10. Честность и умение меняться

Детям врать нельзя. Даже если хочешь — просто не получится. «Придут дети и раскусят тебя. Посмотрят прямо в твоё сердце и всё поймут. Патологоанатомы учительской души».

Это повод следить за собой, взвешивать, что говоришь. И тот человек, которым станет учитель после определённого времени преподавания, будет сильно отличаться от того, который начинал свою работу. Меняться он будет вместе с учениками. Когда через тебя проходит большое количество детей, каждый из них как-то действует на тебя, оставляет определённый отпечаток. Надо быть гибким, готовым к этому воздействию. А то тяжко будет всем.

Нельзя не упомянуть оставшиеся причины, которые мне называли учителя, но которые по некоторым соображениям не попали в основной список.

  • Стабильная зарплата. Довольно весомый аргумент. Пока искусственный интеллект не захватил нашу планету, профессия учителя будет актуальна и нужна всем.
  • Если просто хочется. Спорный вопрос. С одной стороны, если чего-то хочется, значит, на это есть причины. А с другой, желание заниматься чем-то может просто внезапно прийти и не отпустить — просто хочешь писать тексты или рассказывать о феодальной раздробленности, и ничего тут не поделаешь. Придётся подчиниться зову сердца, а то вдруг оно остановится.
  • Возможность почувствовать себя значимым. Если вдруг хочется поруководить процессом или просто быть в центре внимания — идите в учителя не раздумывая! А ещё можно «мучить детей» (цитата-шутка (надеюсь)). Получится такой своеобразный, но весьма действенный способ отвести душу.

Школьный учитель

Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, ПТУ, техникумах, колледжах, ВУЗах, в дошкольных учреждениях. Преподавателей различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т.д.) также можно назвать высоким званием Учителя.

Специфика профессии

Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:

  • объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;
  • контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;
  • проверка классных и домашних работ;
  • консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;
  • классное руководство;
  • проведение воспитательной работы с детьми;
  • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
  • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
  • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
  • формирование личности ученика;
  • развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;
  • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
  • объяснение текущих социальных событий и явлений;
  • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
  • составление тематических и урочных планов;
  • оформление документации (журналов, отчетов).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • творческая работа, предполагающая постоянный рост;
  • возможность подработки репетиторством;
  • возможен неполный рабочий день;
  • радуют успехи учеников;
  • высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников;
  • длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
  • работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.

Минусы

  • невысокая зарплата в государственных школах;
  • нервная работа, требующая колоссального терпения;
  • подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
  • много общественной работы и ненужной писанины;
  • повторение одной и той же информации из года в год надоедает.

Место работы

  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, техникумы, ВУЗы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
  • подготовительные курсы для дошкольников;
  • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
  • Российская академия образования;
  • городские и муниципальные учебно-методические центры;
  • репетиторская деятельность.
  • Личные качества
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • умение заинтересовать учеников, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.

Обучение на Школьного учителя

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Cпециальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.

Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование, а также психологическое. Специальности: «Педагогика и методика дошкольного образования», «Иностранный язык», «Филология», «Математика», «Физика», «Химия» и т.д.

Бакалавриат и магистратура – это два уровня высшего педагогического образования.

Первый уровень — бакалавриат, в котором обучение длится 4 года. Диплом бакалавра дает право работать педагогами в разных учебных заведениях.

Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и готовит специалистов для решения разнообразных педагогических проблем и научно-исследовательской деятельности.

Аспирантура

Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Курсы

Приглашаем педагогов пройти обучение в Высшей школе технологии и управления (ВШТУ). Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на профессиональную переподготовку составит 4 975 рублей, а на повышение квалификации – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене! Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Школьный учитель» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь! МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционно, без отрыва от работы) На этом курсе можно получить профессию учителя английского языка дистанционно за 5 месяцев и 9 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России. СНТА (Современная научно-технологическая академия) (Дистанционно) В Современной научно-технологической академии можно пройти курсы повышения квалификации. Педагоги получают удостоверения установленного образца. Обучение идет в дистанционном режиме. Длительность курсов — от 2-3 недель. Все программы соответствуют профстандартам и ФГОСам МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса) (Дистанционно) Приглашает на профессиональный курс «Школьный учитель» специалистов с высшим и средним педагогическим образованием. Программы переподготовки и повышения квалификации Академии – это возможность освоить новую специальность и улучшить педагогические навыки, обучаясь в современном дистанционном формате.

Вузы

Российский новый университет Начальное образование (Институт психологии и педагогики) Оренбургский государственный университет Педагогическое образование (Факультет гуманитарных и социальных наук) Тольяттинский государственный университет Педагогическое образование (Гуманитарно-педагогический институт) Челябинский государственный университет Иностранный язык (английский и немецкий языки) (Историко-филологический факультет) Московский государственный областной университет Биология и химия (Биолого-химический факультет МГОУ)

Какие предметы нужно сдавать на педагога?

Педагогом можно стать после окончания вуза или ссуза. В первом случае абитуриенты сдают 2-4 предмета в рамках единого государственного экзамена, во втором – 4 предмета в рамках ОГЭ (русский и математика – обязательно, 2 – на выбор абитуриента). В ссузах чаще всего проводится конкурс аттестатов, возможно дополнительное профессиональное испытание. В вузах требования более строгие, а набор экзаменационных предметов ограничен.

В педагогических вузах открыто огромное количество бюджетных мест. Конкурс на специальности не слишком большой, поэтому вероятность поступления на бюджетное место очень и очень высокая. Выбирая классическое вузовское направление подготовки «Педагогическое образование» (код: 44.03.01), абитуриент в обязательном порядке будет сдавать обществознание (профильный предмет), а также русский язык.

Перечень других предметов зависит от направления подготовки и специализации. Например, если речь идет о преподавателе русского языка и литературы, то дополнительный предмет – это литература. В случае с музыкальным искусством или физической культурой потребуются лишь результаты ЕГЭ по обществу и русскому, ведь абитуриент во время вступительной кампании проходит профессиональное испытание.

Что еще сдавать на педагога после 11 класса в вузах?

Если абитуриент хочет поступить на профиль «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.03.02) или «Специальное (дефектологическое) образование» (код: 44.03.03), то ему необходимо сдать ЕГЭ по биологии (профиль) и русскому языку, а также один предмет на выбор вуза: общество, история, математика, иностранный язык, химия.

Будущие специалисты по дошкольному и начальному образованию сдают в рамках ЕГЭ общество и русский язык, а также математику, биологию, иностранный язык – все зависит от требований учебного учреждения и специализации. В некоторых вузах третий предмет заменяет профессиональное испытание в форме собеседования.

Карьера

Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.

Зарплата на 26.05.2020

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *