Стихи, написанные детьми 🙂

Природа, звонко пробуждаясь,
Теплом и радостью полна.
И громко солнцу улыбаясь,
Повисли дети из окна,
Леня К. (7 класс)
Андрей И.(10 лет):
Хорошо на дворе весной:
Красно солнышко лопает почки.
Птички щебетают,
Песен им не жаль,
Марина H….
Лена Т (5 класс).:
Ветер так и бегает по лесу,
Hе дает покоя никому:
Маленьким цветочкам незабудкам,
И большому дереву — дубу.
Света И. (12 лет)
Пора дождей и листопада,
Уборки хлеба, винограда,
Отлета птиц и смех детей,
Бегущих в школу сквозь дождей.
Таня З. (6 класс),
Зима-красавица пришла,
И Мишке спать давно пора,
Hо бедному не с сосанною лапой
Hикак уснуть.
Игорь Ф.:
Мчат на юг перелетные птицы,
Чуть журча, ручеек бежит,
Роют нору бобер и бобрица,
Чтобы там им всю зиму бы жить.
Птицы серые летят
Hад полями, над полями.
Птичек тех зовет народ
Журавлями, журавлями.
Журавли летят на юг,
В теплые края;
Hе забуду никогда
Ихных взглядов на меня.
Валя Р. (4 класс)
Зима идет и все мы рады
В снежки играть и строить бабы.
Таня Д. (3 класс):
Бабу снежную леплю,
Страшную, с метлою:
Hос морковью послужи,
А глаза — углею.
Света Т.(4 класс)
Вот паренек в салазках едет,
А рыжая девчонка
Умело скачет на коньках.
(Лена В., 3 класс)
Люблю зиму я в январе,
Когда лежит ковром блестящим
Снег зимних сохранений на дворе
И поражает описанием изящным.
Крестообразными следами на снегу
Обозначают птицы путь свой недалекий,
А вот и луч играет на брегу
Пруда, где летом плавал парень синеокий.
Андрей H.(5 класс)
Бом — один! Бом — два!
Бом — три! Бом — четыре!
Бом — пять! Бом — шесть!
Бом — семь! Бом — восемь!
Бом — девять! Бом — десять!
Бом — одиннадцать!
Бом — двенадцать!
Колокол в часах устал, —
Вот и новый год настал.
Hаташа К.:
Поздравить с Hовым Годом вас я рада,
И всем я шлю привет из Ленинграда,
Чтоб в полночь вы бокалы все держали,
А не в могилах вы сырых лежали.
Таня Р. (6 класс)
Много сулит это утро морозное:
Песни, катанье на льду и с горы.
Как много сделано нашим правительством
Для детворы.
Ирина H.
Комсомолец я, комсомолец!
И как радостно думать мне:
За такой вот билет комсомольский
Погибали мальчишки в огне.
Игорь Д. (7 класс):
Спасибо, лето, за сплоченность
Твоих немеркнущих костров,
Где нет мальчишек и девчонок,
А только есть — «Всегда готов!»
Саша Ш. (8 класс)
Юношей, живущих в наше время
Мы должны любить не за лицо,
Мы должны любить их не за это,
А за что-то главное еще.
Елена А. (8 класс)
Hаш друг Корчагин
И вот однажды ночью темной
Пришли к тебе два палача.
Убить тебя они хотели,
Увы, убили не тебя.
Оля В. (6 класс)
Александру Матросову
Еще ты молод был тогда,
Когда служить тебя призвали.
Любил ты Родину всегда,
И Александром тебя звали.
Лариса В. (4 класс)
Возвращение солдата
Ты идешь по пустынной улице
И думаешь, что, наверное,
Мама ждет и, наверно, скажет:
— Сынко ты мое! —
Сядет и заплачет.
Hу а ты ответишь: — Мама, не плачь.
Брат сожжен, отец повешен,
Hо ведь я-то живой остался.
Положися на меня, мама.
Жанна К. (7 класс)
…И станет она оплакивать тело,
Которое до Победы дожить хотело.
Юра В. (5 класс)
Hо помнят о войне, но помнят о войне
Седые волоса на голове.
Валерий Р. (6 класс)
Сегодня нам ведь восемь, а завтра восемнадцать,
А послезавтра двадцать, а скоро сорок пять.
Сегодня мы мальчишки, а завтра мы солдаты,
А послезавтра мамы, а также и отцы.
Андрюша К. (2 класс)
Родина — слово дороже всех!
Родина — это уже не смех.
Таня Р. (3 класс)
Флаги вьются над землей,
Музыка играет.
Все ребята во дворе
Hоги поднимают.
Аня крикнет: — Посмотрите!
Оля встанет на дубок.
Первомай идет к вам, дети, —
Значит всем народам мир!
Юля Т. (2 класс)
Ты — Родина моя,
И все же ты прекрасна!..
Галя М. (9 лет)
Вот лежит пистолет.
Пистолету много лет.
Может, им Буденный
Воевал хваленый.
Оля И. (2 класс)
Вошла Аврора в берега,
Hаставив прошлому рога.
Зоя Т. (6 класс)
Вот тот шалаш прославленный,
Работал где Ильич.
Он здесь сдружился с многими —
Стреляли вместе дичь.
Александра Л. (4 класс)
Ты, Ленин, нам заветы дал
Hа все года, на все века.
Ты был везде, и нет нигде,
Чтоб не было тебя.
Андрей H. (5 класс)
…И жизнь отдам я за тебя,
И постою я головою…
Рита Г. (10 лет)
Смерть комсомолки
Собрались комсомольцы у речки на лугу,
Собрание открыли наперекор врагу.
Секретарем ячейки Hадеждою была —
Ребята все ей верили и смелая она.
Hо вот однажды вечером, работая одна,
В окошко постучался ей кто-то из села.
Она не разглядела и думала сама:
«Hаверное, девчата из нашего села».
Hо это были подлые кулацкие сынки,
Решили отомстить ей за сбор тот у реки.
И тут раздался выстрел, короткий и глухой,
И алой тонкой струйкой кровь полилась рекой…
Hадежда, ты погибла, но ты жива в сердцах,
Мы помним тебя, Hадя, наш верный друг и брат!
Лена Я. (5 класс)
Мересьев
Товарищ Мересьев летел в самолете,
С подбитым мотором летел.
Задел за верхушки высоких деревьев,
И это спасло ему жизнь.
Он скоро очнулся в глубоком сугробе,
Hо на ноги встать он не смог.
Он полз, весь истощий, он полз три недели,
Пока не увидел народ.
Его накормили, согрели, одели,
Отправили тут же в Москву.
Ему вместо ног поставив протезы,
Учился ходить целый год.
Друзья его ждали, но вот он вернулся
И в самолет понемножку залез.
Hа педаль поставив ногу деревянную,
Ему было больно, но он протерпел.
Минута, секунда, самолет вдруг рванулся
И в небо спокойно взлетел.
Оля Ш. (6 класс)
«Мама» — нет слова нежней.
Мы сердце ей все отдаем.
Пусть враги на нее нападут,
Мы их разобьем, постоим за нее.
«Берегите, товарищи, маму», —
Завещал нам Владимир Ильич.
«Мама» — священное слово.
Люби же и ты свою мать».
Таня Г. (3 класс)
Hет на свете мамы дороже,
Чем в семье нашей дружной, пригожей.
Пусть она будет здоровой и смелой,
Пусть она бьется за правое дело.
Слава Г. (2 класс)
…с папой.
Оберегая нас от зноя,
Укутывая нас в мороз,
Порой нередко забывали,
Что холод уж по ним пополз.
Алеша М. (6 класс)
Мать я люблю, как растенье,
Мать берегу, как себя.
Мать отдает всю заботу,
Чтоб воспитать мне меня.
Саша И. (3 класс)
У грузин и у татарок,
У таджика и узбека
Есть от мам большой подарок —
Мамы дарят человека!..
Люда В.
Дедушка — это тот, кто родил меня.
Дедушка — это тот, кого вижу я.
Дедушка — это символ земной доброты.
Дедушка — это целое: я и ты.
Дедушка — это друг мой и это брат.
Как бы отдать я рад свою жизнь для тебя подряд.
Витя Б. (5 класс).
Юношей, живущих в наше время
Мы должны любить не за лицо,
Мы должны любить их не за это,
А за что-то главное еще.

Короткие стихи для малышей

Надежда Радченко http://www.stihi.ru/avtor/esperanza4
опубликовано с согласия автора
МИШКА-ШАЛУНИШКА
Что ж ты, мишка-шалунишка,
Перепачкал все штанишки?
За обедом баловался
И кефиром обливался.
МЯЧИК
Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок — в уголок,
А потом обратно.
Вот как мы вечерок
Провели приятно!
ШАРИК
Мне купили шарик синий.
Был он легкий и воздушный.
Ах, какой он был красивый,
Но ужасно непослушный.
Он все время в небо рвался,
Быть покорным не хотел.
И, едва я зазевался,
Шарик взял — и улетел.
Помашу ему ладошкой,
Хоть и жаль его немножко.
БАНАНЫ
Очень любят обезьяны
Кушать сладкие бананы.
Мы на обезьян похожи,
И бананы любим тоже.
ПОЛОСАТАЯ КОШКА
Наша кошка полосата,
Словно зебра, как матрос.
Долго думал я, ребята,
Разгадал секрет полос:
Видно даром не теряла
Время бабушка её —
Внучке-кошечке вязала
Полосатое бельё.
ПРО КОЛЯСКУ И КОТЁНКА
Я в коляску постелила
Чистую пелёнку,
На пелёнку положила
Нашего котёнка.
Но в коляске не лежится
Глупому котёнку,
Он царапается, злится,
Смял он всю пелёнку,
И под шкафом — как обидно!-
Спрятался трусишка.
Что ж, катать придётся, видно,
Плюшевого мишку!
СОБАЧОНКА
Живёт у меня собачонка
И лает заливисто-звонко,
Но может при этом
Спеть с кошкой дуэтом,
Подвыть ей пронзительно-тонко.
ПОГРЕМУШКА
Что за славная игрушка
Эта чудо-погремушка,
Замечательна на вид,
Привлекательно звучит.
Если в ручку попадёт,
Так и лезёт прямо в рот!
ГРУЗОВИК
Разноцветный грузовик
По дороге напрямик
Целый день всё едет-едет
И везёт игрушки детям:
Куклу, плюшевого мишку,
Мячик, кубики и книжку.
За шнурок через ковёр
Грузовик ведёт шофёр,
Не боится он работы,
Хоть ему всего три года!
ПИРАМИДКА
Колечки деревянные-
Цветные и блестящие.
Давай построим башенку,
Совсем как настоящую!
Наденем мы на палочку
Колечки друг за дружкой
И шляпку ярко-красную
На самую верхушку.
И получилась башенка-
Нарядная, красивая:
Зелёная, и красная,
И жёлтая, и синяя.
Давай колечки вместе
С тобой пересчитаем
И башенку на место
На полочку поставим!
МАТРЁШКИ
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
КУБИКИ
Мне купила мама
Кубиков набор.
Высыплю их прямо
На пол, на ковёр.
Я из них построю
Домик и забор,
На ковре устрою
Я просторный двор.
Будет в доме первый
И второй этаж.
И с большою дверью
Для машин гараж.
Будут в доме люди
Жить и не тужить.
Ссориться не будут,
Будут все дружить.
Будут всей семьёю
Жить и поживать.
Потому что строить
Лучше, чем ломать!
ЗОНТИК СКУЧАЕТ
Зонтик мой стоит
в углу в прихожей.
Никому не нужен он,
похоже —
нет дождя
четвёртую неделю,
оттого он нынче
не при деле.
Очень скучно
зонтику в прихожей!
Пусть мой зонтик
погуляет тоже.
Ничего, что сухо,
пусть пройдётся —
будет защищать
меня от солнца!
ЗОНТИК ПРОМОК
Бедный зонтик мой промок
С головы до самых ног,
Потому что он полдня
От дождя спасал меня.
Чтобы он не заболел,
Я воды ему нагрел,
А потом попарил в ванне,
В полотенце завернул.
Т-с-с! Смотрите, на диване
Он пригрелся и уснул!
СОЛНЫШКО
Вышло солнце в небеса
И глядит во все глаза.
Здравствуй, солнце золотое!
Хорошо гулять с тобою —
Словно добрыми руками,
Обнимаешь нас лучами.
РУЧЕЕК
Говорливый ручеек
К речке-мамочке притёк
И за ручку вместе с нею
К морю побежал скорее.
Ручейки, как все ребята,
Искупаться в море рады.
Но купаться ручейкам
Надо под присмотром мам!
————-
Ручеёк бежит, звеня.
Приглашает он меня:
«Ну-ка, наперегонки!
Кто быстрее до реки?!»
И пустился наутёк.
Я за ним, не чуя ног.
Впереди блестит река.
Слышу плеск издалека:
«Не догонишь всё равно —
Я в реке уже давно!»
МАМОЧКА МОЯ
Кто на свете всех добрее?
— Мамочка моя!
Кто меня всегда жалеет?
— Мамочка моя!
Кто мне сказку прочитает?
— Мамочка моя!
Кто за дело поругает?
— Мамочка моя!
Кто обнимет, приголубит?
— Мамочка моя!
Кто нас с папой крепко любит?
— Мамочка моя!
Кто на свете всех прекрасней?
Кто всегда со мной?
У кого сегодня праздник?
— У неё, родной!
ТАНЯ И КУКЛА
Таня куклу разбудила,
Причесала и умыла,
Накормила кашей вкусной,
Чаем, пирогом с капустой,
Приодела, собрала,
В детский садик повела.
По дороге наказала,
Чтобы с Мишкой не играла
(Он драчун и страшно грубый),
А дружить велела с Любой —
Ведь в карманах Любы этой
Вечно водятся конфеты.
Так дощли они до сада,
На работу Тане надо.
А работа Тани нашей —
Быть ребёнком
в группе младшей.
КАК ТЕБЕ НЕ СТЫДНО, МИШКА?
Как тебе не стыдно, Мишка!
Стал ты толстый, даже слишком,
Косолапый, неуклюжий…
Вон вчера — свалился в лужу
И, конечно, весь промок
С головы до самых ног.
Мы тебя едва отмыли
И полдня потом сушили.
Ты простыл и заболел —
В ухо мне всю ночь сопел.
Мне всё это надоело!
Знаю, что с тобою делать —
Приучу тебя к порядку!
Становись-ка на зарядку
И с меня пример бери!
Начинаем: раз-два-три…
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО МЫЛО?
Для чего нам нужно мыло
И прозрачная водица?
Чтобы Таня руки мыла,
Чтоб могла она умыться!
Мылим, мылим руки, чтобы
Испугались все микробы,
Чтобы Таня не болела,
Чтобы чистой стала кожа.
Пухнет мыло пеной белой,
Так на облако похоже,
И смывается водой.
Потому что очень важно
(Пусть запомнит это каждый!)
Руки мыть перед едой!
КАК МОЕТСЯ КОШКА?
Как-то раз решила Таня
Вымыть нашу кошку в ванне.
Ей шампунь достала новый,
Пенку с запахом сосновым.
Только кошка недовольна
И царапается больно.
Убежала из корыта,
Спину выгнула сердито:
«Ты оставь меня в покое,
Я сама себя помою —
Без шампуня и без губки
Я свою помою шубку!
Мы без мыла, без водицы —
Языком-м ум-меем-м м-мыться».
УБЕРЁМ ИГРУШКИ!
Живут в кровати у Танюшки
Разнообразные зверюшки:
Собака, тигр и бегемот,
Мартышка, лев и рыжий кот.
А как-то раз под одеялом
Змею я даже отыскала!
Какой-то зоосад в кровати!
Для Тани места там не хватит.
Спать тесно
со зверьём
Танюшке,
На место
уберём
игрушки!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ТАНЮШЕ
Котик, котик Котофей!
Приходи к нам поскорей!
Наша Таня хочет спать,
Надо Таню покачать.
Ты так ласков, так хорош —
Лучше няньки не найдёшь!
Ты ей песню промурлычь,
Дрёму сонную накличь.
Убаюкай, укачай
И награду получай:
Дам тебе кусок мяска,
Да немного молока.
Не стесняйся, котик, кушай!
И во сне приснись Танюше.
Т-ш-ш!
ДОЖДЬ
Дождик-дождик, подожди!
Дождик-дождик, не дожди!
Хватит землю поливать,
Дай немного погулять.
***
Промокли горки и качели,
И лавочки, и карусели,
Промокли домик и грибок,
Песок в песочнице промок…
Все по домам бегут скорей…
Лишь дождь гуляет во дворе.
И потому
он плачет и печалится,
Что одному
ему гулять не нравится.
***
Дождик.
Распускаются зонты,
Словно пестрые
прекрасные цветы.
И наверно,
дождик представляет,
Что не город он,
а клумбу поливает.
***
Дождик льёт три дня подряд,
Он и сам уже не рад!
Но упрямые прогнозы
Вновь сулят дожди и грозы.
Город наш совсем промок,
Льются реки вдоль дорог,
И машины там и тут
Уж не едут, а плывут…
Видно, в небе отчего-то
Очень сильно плачет кто-то.
***
Капли падают — кап, кап —
С крыш, с деревьев и со шляп,
С капюшонов и зонтов,
С наших курток и пальто…
Сколько капель!
Сколько луж!
Будто город принял душ!
ОСЕНЬ
Опустел наш садик,
улетели птицы,
Листья, облетая,
тихо шелестят:
Неужели лето
вновь не возвратится
В наш забытый Богом,
опустевший сад?
ЖЁЛТЫЙ ЛИСТ
Желтый лист кружится,
под ноги ложится,
Он такой красивый,
словно золотой!
Солнцем он подсвечен,
осенью отмечен —
Подниму его я,
унесу домой.
Будет он как память
о любимом саде,
Где сейчас деревья
в золотом огне.
И зимою долгой
листик этот желтый
Круглою ладошкой
вновь помашет мне!
1996г.
ЁЛОЧКА
Льется дождик золотой,
С ёлочки стекая.
Полюбуйтесь на неё:
Вот она какая!
Вся сверкает и цветёт
Яркими огнями.
Приглашает в хоровод
Веселиться с нами.
Новый год уже в пути,
Скоро к нам приедет.
Ярче, елочка, свети
Ты на радость детям!
ВОЛК
Серый волк явился в зал,
Удивился и сказал:
— Это что за хоровод?
Кто у ёлочки поёт?
Разрешите мне, ребята,
С вами встретить Новый год!
Я под ёлкой попляшу,
Никого не укушу!
ЛИСИЧКА
Я – лисичка, рыжий хвостик.
Я пришла к ребятам в гости.
Буду с ними веселиться,
Возле ёлочки кружиться.
БЕЛКА
Белка-белочка, вертушка,
Хлопотушка- хохотушка,
Рыжим хвостиком трясёт:
-Здравствуй, здравствуй,
Новый год!
Что ты, что ты, шалунишка,
Не грызи на ёлки шишки!
Ведь они не настоящие,
А стеклянные, блестящие.
СНЕГИРИ
К нам на ёлку, посмотри,
Прилетели снегири.
И уселись на макушке,
Как нарядные игрушки.
ЗАЙЧИКИ
Маленькие зайчики
Прыгают, как мячики.
Как они сегодня рады –
Веселятся до упада.
Дед Мороз под Новый год
Им морковку раздаёт!
МЕДВЕДЬ
К вам на праздник новогодний
Сам медведь пришёл сегодня.
Мишки спят зимой в берлогах,
Так что сонный я немного.
Разбудил будильник мишку,
И пустился я вприпрыжку
С вами встретить Новый год!
Где у вас для мишки мёд?
Ну, а если мёда нет,
Дайте мне тогда конфет!
ПАЛЬЧИКИ
(считалка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать:
Первый мы зовём — большой,
Указательный — второй,
Средний палец — длинный самый,
А четвёртый — безымянный,
Ну а пятый — наш любимчик,
Самый маленький, мизинчик.
Сосчитай-ка их опять —
Раз, два, три, четыре, пять!
ЧТО ЭТО?
Утром ярко-рыжий кот
Молоко тумана пьёт.
А потом на небосклон
Погулять выходит он.
Иногда с котом летят
Много беленьких котят,
И резвятся в вышине,
Как барашки на волне.
А когда не в духе кот,
Даже небо слёзы льёт.
Не видать тогда кота,
И не выйти без зонта.
Несколько потешек для организации подвижных игр детей
1. Имитация движений
Мы гуляли по тропинке
Так, так, так!
Мы качались, как осинки
Так, так, так!
Громко хлопали в ладошки
Так, так, так!
Покружились мы немножко
Так, так, так!
Мы, как птички, полетали
Так, так, так!
Наклонялись за цветами
Так, так, так!
Мы поплавали, как рыбки,
Так, так, так!
Подарили всем улыбки
Так, так, так!
2. В конце стихотворения надо замереть.
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Пляшут, скачут, веселятся,
Злого волка не боятся.
Берегись, лесной народ!
На охоту волк идёт.
Разбежались все зайчата
И попрятались куда-то.
(«зайчата» замерли, а «волк» ходит и смотрит, не шевелится ли кто из них)
Не шевелятся, сидят,
Не поймает волк зайчат.
3. Сороконожка (имитация — догонялки)
(Водящий встаёт первым, остальные «прицепляются» к нему в цепочку, образуя «сороконожку»)
По лесной дорожке
Оп-оп-оп!
Шла сороконожка
Топ-топ-топ!
То скакала-прыгала
Прыг-прыг-прыг!
То ногами дрыгала
Дрыг-дрыг-дрыг!
Но, пока играла
Вот беда!
Ножки растеряла
Да-да-да!
(все разбегаются)
Раз-два-три-четыре-пять,
Надо ножки догонять!
(Водящий бежит догонять «ножки»)
4. ЗАИГРАЛИ МЫ НА СКРИПКЕ
(имитация, знакомство с музыкальными
инструментами, внимание)
Заиграли мы на скрипке:
Ди-ли-ли, ди-ли-ли!
Зайки танец свой под липкой
Завели, завели!
А теперь — на балалайке:
Динь-ди-лень, динь-ди-лень!
Пляшут зайки на лужайке
Целый день, целый день!
Мы — на дудочке весёлой:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Скачут зайки во зелёном
Во саду, во саду!
Заиграли на гармошке:
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Зайки хлопают в ладошки
И ушами шевелят!
В барабаны бить мы стали:
Трам-там -там, трам-там-там!
В страхе зайки ускакали
По кустам, по кустам!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА
(сопровождается соответствующими
движениями кистей рук)
Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись (напрячь, развести пальцы)
И встряхнулись (встряхнуть кисти),
Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),
За работу принялись. («закатываем рукава»)
Налепили куличей, (ладошки «лепят» пирожки)
Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле ( имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали. (ручки «танцуют»)
ЛИСА И ЗАЙЦЫ
(имитация-догонялки)
Дили-дили-дили-дили,
Зайцы по воду ходили.
По дороге так скакали,
Что всю воду расплескали.
(«зайцы» прыгают)
А за ними шла лисица
По лесной дороге,
Наступила в ту водицу —
Промочила ноги.
(«лиса» встряхивает ноги)
И стоит, ругается:
«Погодите, зайцы!
(грозит пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять,
Я бегу вас догонять!»
(«зайцы убегают», «лиса» их догоняет)

Как писать хорошие детские стихи. Адела Василой

С самого начала надо прояснить для себя ключевой вопрос: что такое для ребёнка детская поэзия (стихи для детей), определить этот феномен кратко и по возможности точно. Если разобраться, для чего она нужна, то сразу становится ясно, что это — способ общения с ребёнком, причём общения не скучного, бытового: «Иди кушать!», «Сиди прямо!», «Ты зачем разбросал игрушки?», а в некотором смысле праздничного, развлекательного и ласкового — общение такого рода призвано усилить психологические связи между ребёнком и взрослым. Насладились вместе музыкальностью стихотворения, прикоснулись к прекрасному, узнали что-то новое, взглянули на мир с неожиданной стороны, вместе посмеялись или поплакали даже — и ребёнок переполнен добрыми чувствами и любовью к Вам. И Вы тоже… Этих минут совместного путешествия в сказку — потому что каждое стихотворение должно быть маленькой сказкой — никогда не забудет ни взрослый, ни ребёнок. Эмоциональность, которая сопровождает такого рода общение — это ещё и мощный воспитательный фактор, с помощью которого мы можем наладить эффективный положительный контакт с ребёнком. Эпизоды такого общения можно использовать и потом, вместо «занудного» и ворчливого поучительства, к примеру: «Ты что, хочешь быть похожим на того поросёнка, который купался в грязи?». Ненавязчивое, но яркое, богатое ассоциациями поучение, высказанное с улыбкой от приятного воспоминания, гораздо эффективнее дежурного ворчания. Ребёнок обязательно оценит это. Можно сказать, что стихи имеют пролонгированный воспитательный эффект, который можно долго эксплуатировать всем на пользу.
.
Кроме этого, такое общение, как правило, имеет также и познавательное значение — в стихах ребёнок встречает новые слова, обозначающие незнакомые ему предметы и явления, осваивает понемножку родной язык, приобщается к музыке речи, плавной и ритмичной, в зависимости от стихотворения. Он получает наглядное представление о содержании только что приобретённых знаний — через иллюстрации, сопровождающие обычно стихи для детей в книжках и журналах. Этот симбиоз между художественной речью и изображением очень эффективен — и очень важен для ребёнка, приближая «книжный» способ познания мира к привычному, через реально наблюдаемые явления и предметы. Это помогает ребёнку «домыслить» обретённые знания, образовывая ассоциативные и логические связи между новыми словами и обозначаемыми явлениями или предметами, развивает воображение.
.
Итак, детская поэзия — это:
— способ общения с ребёнком;
— способ познания мира;
— средство развития его мыслительных способностей и воображения;
— способ развития его эмоциональной сферы;
— средство приобщения ребёнка к красоте;
— лёгкий, ненавязчивый способ привить ребёнку правильные взгляды на нужные для его воспитания моральные принципы и навыки цивилизованного человека;
— своеобразная тренировка его способности понимать юмор, что также очень важно для адекватного реагирования на жизненные реалии и для его успешного контакта с обществом.
.
Теперь зададимся вопросом: какой должна быть детская поэзия, чтобы она могла с успехом служить инструментом познания, эффективно выполнять свою функцию общения и свои воспитательные задачи? Наверное, все согласятся, что она должна быть доброй — без этого весь «воспитательский заряд» пропадёт впустую, да и общение может стать неприятным. Ребёнка легко шокировать грубым словом, жестоким эпизодом, да и фонетические, и ритмические «ляпы» могут вызвать у него неприятие — ребёнок говорит «мне не нравится», ещё не вполне понимая, почему. Но мы-то должны понимать, что стихи для детей должны быть «легкоусвояемы» — и в эмоциональном, и в познавательном, и в «техническом» (с точки зрения стихотворной формы) плане. Они должны быть безупречны с точки зрения грамматики, фонетики, ритмики, музыкальности и выразительности. «Общение стихами» с маленьким ребёнком, ещё не умеющим читать — это вербальное искусство. Мы читаем стихи вслух, стараясь сделать это как можно лучше, включая все свои актёрские, музыкальные и прочие возможности. Стихи должны оказывать на ребёнка художественное впечатление, усиливая влияние текста по-настоящему художественной формой, и будучи дополнены хорошим исполнением. Такие стихи, независимо от содержания, уже заключают в себе воспитательный момент — они воспитывают у ребёнка хорошие чувства и хороший вкус, даже если в стихотворении нет явных «педагогических замыслов».
.
Согласно классику детской литературы Корнею Чуковскому, основные ориентиры детского поэта в том, что касается техники стихосложения и особенностей детского восприятия, таковы:
.
1. Графичность — «…наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность». (с) К.Ч.
.
2. Динамичность образов — «Наибыстрейшая смена образов — …второе правило для детских писателей». (с) К.Ч.
.
3. Лиричность — «Третье правило заключается в том, что эта словесная живопись должна быть в то же время лирична». (с) К.Ч.
.
4. Динамичность ритма — «…подвижность и переменчивость ритма была для меня четвёртой заповедью». (с) К.Ч.
.
5. Музыкальность — «Повышенная музыкальность поэтической речи». (с) К.Ч.
.
6. Удобная рифмовка «Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой». (с) К.Ч.
.
7. Смысловая нагрузка рифмы — «Седьмое правило заключается в том, что те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы». (с) К.Ч.
.
8. Целостность строки — «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм». (с) К.Ч.
.
9. «Незлоупотребление» прилагательными -«Не загромождать своих стихов прилагательными…» (с) К.Ч.
.
10. Десятая заповедь заключается в том, что преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей. (с) К.Ч.
.
11. «Стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность младших и средних дошкольников, за очень небольшими исключениями, выливается в форму игры». (с) К.Ч.
.
12. «Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!» (с) К.Ч.
.
13. «В своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребёнку, сколько приспособлять его к себе, к своим “взрослым” ощущениям и мыслям». (с) К.Ч.
.
Думаю, что не следует впадать в панику — как же всё это соблюсти и совместить в одном стихотворении? На самом деле часть этих правил касается техники — с 5 по 10, например, где указаны требования и рекомендации по фонетике и ритмике стиха (простота ритма и музыкальность стиха), по рифме и схеме рифмовки (смежная рифма, смысловая нагрузка на рифму), по стилистике (автономность строки, незлоупотребление прилагательными).
Остальные требования касаются особенностей детской психики — подвижности детей, их склонностью к игре, образному восприятию мира… Следует обращать особое внимание на эмоциональный окрас стихотворения в целом и отдельных его частей, стремиться к логическому единству и гармонии в целом. Негативные эмоции в стихотворении для детей провоцируют ответный «негатив», который отражается на автора и его стихотворение, поэтому таких вещей следует избегать, особенно если в стихотворении «зло» остаётся безнаказанным. Также к основным ориентирам детских поэтов в деле художественного воспитания детей относятся лиричность, опять же образность и динамичность (что исключает скуку), их ролевая (игровая) наполненность, и наконец — главное требование к стихотворениям любого жанра: быть настоящей поэзией, безотносительно к возрасту.
.
Я бы не советовала «набрасываться» на это сразу, стараясь втиснуть «всё в одном», можно усвоить эти принципы и подходы к стихосложению постепенно, исходя из своих собственных навыков и «ощущения поэзии». Некоторым детским авторам эти «установки» интуитивно понятны уже давно, другие интересовались этим и читали заповеди Чуковского, и уровень мастерства тоже разный. Поэтому постарайтесь продвинуться в том, что пока не очень вам удаётся, держа на прицеле, неизменно, 12-е правило Чуковского, которое тесно перекликается с известной максимой: «Писать для детей надо так же, как для взрослых, только лучше!» Сразу, конечно, может и не получиться, но стремиться к этому надо… хотя бы так же хорошо.
.
В нашем сетевом детском журнале — «Избушка на Седьмом Небе» на сайте Стихи.ру накопился достаточно обширный опыт на основе проводившихся конкурсов стихов для детей. У нас сравнительно стабильная система с устоявшимися принципами, но мы стараемся всё же её улучшать по мере накопления нового опыта. С самого начала мы стремились активно влиять на процесс творческого роста наших перспективных авторов, что и сказалось на качестве конкурсных стихов. Для пользы дела, считаю целесообразным сообщить нашим авторам, на что следует обратить внимание при написании стихов для детей, чтобы добиться побед в наших конкурсах. Приведу краткое описание критериев, по которым члены нашей судейской коллегии оценивают стихи для детей.
.
1. Хорошая техника стихосложения. К этому критерию относится:
— безупречный ритм (без сбоев),
— хорошая, интересная рифма (глагольные рифмы допускаются в крайне ограниченных пределах),
— лёгкость прочтения (фонетика и лёгкость стиля),
— естественность изложения ( отсутствие инверсий и сложных грамматических форм),
— простота фраз, не загруженных прилагательными и «лишними словами»,
— доступная ребёнку лексика,
— доступность используемых художественных средств (сюда включаем ритм и образы),
— правильная орфография.
.
2. Художественность. К этому критерию относится:
— хорошая, «плотная» и оригинальная образность,
— динамика повествования,
— оригинальность и богатство лексики, «детское» словотворчество,
— фонетические изыски (аллитерации, игра слов),
— юмор,
— эмоциональность,
— привлекательность и оригинальность сюжета.
.
3. Знание детской психологии — здесь учитываются также особенности детского восприятия — дети не любят длинных, пространных стихов, если сюжет достаточно прост и не способен увлечь настолько, чтобы они могли вытерпеть долгое прочтение. Сюда же относим использование длинных строк и нелюбимых детьми сложных размеров. Хорей и ямб — это то, что им нужно, если только это не стихи для старшеклассников. Также следует учесть. что дети дошкольного возраста не любят сложные глагольные формы — они их не вполне ещё понимают и не умеют ими пользоваться. То же относится к прилагательным — список используемых ими прилагательных достаточно ограничен.
.
Несколько примеров.
.
Пример стихотворений моно-спектаклей — лёгких, динамичных, с юмором:
.
Чашка. Игорь Калиш
.
Говорит кокетка-Чашка:
— Всех милей я.
Правда, Сашка?
Ты не знаешь, невзначай,
Как без чашки выпить чай,
Сок, напитки, молоко…
Нет, без Чашки нелегко.
.
И прошу я о почтенье.
Выпил чай и съел печенье?
А теперь меня помой.
Вот спасибо, дорогой!
.
Тополь. Игорь Шандра
.
По дороге тополь
Мне навстречу топал,
Я катил велосипед,
И конфеты лопал.
.
Тополь зашумел:
– Привет!
Как дела, Андрюха?
Вот, иду купить конфет.
.
Я махнул рукой в ответ
И сказал:
– Ни пуха!
.
Пример стихотворений в стиле абсурда:
.
Цапля. Адела Василой
.
Дед Цапля служил на болоте
Грот-мачтою в цапельном флоте…
Раскинув вовсю паруса
Шагал он по водам с утра!
.
Ой, мачта кренится, аврал…
Дед Цапля лягушку поймал!
Легко устранит неполадки:
Проглотит — и мачта в порядке!
.
Пример детских стихотворений с использованием «хитрых» аллитераций:
.
ЧАЙка. Татьяна Керстен
.
Вкусный ЧАЙ готовит ЧАЙка.
Не ленись, гостей встреЧАЙ-ка!
ЧАЙник ставь на столик чайный,
И сервиз необыЧАЙный!
И спешат пить ЧАЙ у ЧАЙки
Все мыЧАЙки и рыЧАЙки.
.
ВОРон. Татьяна Керстен
.
По дВОРу гуляет ВОРон.
Дождь на дВОР прольётся скоро.
— Не пора ль поВОРотиться,
В подВОРотне приютиться?
— В подВОРотне пять дВОРняжек,
дВОРник с ВОРохом бумажек
И проВОРные коты.
…ВодВОРюсь-ка я в кусты!
.
Эти два последних стихотворения, в сущности, предельно приближены к такому фольклорному жанру, как скороговорка, но читаются без особых усилий, весело и со смаком. Частая повторяемость определённых элементов уже располагает к юмористическому восприятию и вызывает неподдельный интерес. Каламбурные рифмы ещё добавляют стихотворениям прелести, развивая в детях наблюдательность и чуткость слуха по отношению к художественному слову. Скороговорки, вообще говоря, очень полезны детям для развития речи, и заслуживают отдельного рассмотрения, благо многие наши авторы обрели мастерство написания стихотворений-скороговорок для детей, от самых простых до весьма сложных. Отличает их от фольклорных скороговорок безупречная стихотворная форма и достаточно развитый сюжет со своей «сказочной», фантастической, или обычной, бытовой, но хитрой детской логикой. Например:
.
Орех. Игорь Шандра
.
Вырос, как на грех,
На горе орех.
На орех полез,
На ребре — порез.
А в зубах – прореха,
Всё – из-за ореха!
.
Вёшенки. Адела Василой
.
Лешие и лёшенки
Обожают вёшенки:
Вёшенок развесили
По лесам да весям,
Веселятся вёшенки:
— Ох, накуроле-есим!
.
По сути, все требования нашей судейской коллегии укладываются в схему Чуковского, будучи расширены в разумных пределах. К примеру, жёсткое требование Чуковского об исключительном использовании хорея многие современные детские авторы считают излишним — ямб по простоте не уступает хорею, а со временем детей можно приобщать и к трёхсложным ритмическим схемам, если они уже достаточно широко ознакомились с детской поэзией. Дети старшего школьного возраста должны быть хорошо подготовлены к восприятию классической поэзии, включая пейзажную, философскую и любовную лирику романтического толка. Но самое главное, что надо помнить детскому автору: детское стихотворение должно быть маленьким спектаклем — добрым, интересным и весёлым.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *