Справка

В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 21, ст. 2603), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. № 143 «Об утверждении Положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июля 1996 г., регистрационный № 1119. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, № 2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.

Министр А. Фурсенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 августа 2010 г.

Регистрационный № 18147

Приложение

Порядок
выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов

1. Настоящий Порядок устанавливает правила выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, а также единые требования к заполнению, организации учета и хранения бланков документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании.

2. Документы государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, формы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № 295 «Об утверждении форм документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса образовательного учреждения и технических требований к ним» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2009 г., регистрационный № 15042. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 49) (далее — аттестаты), выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (далее — образовательное учреждение).

II. Выдача аттестатов

3. Аттестат об основном общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы основного общего образования в любой форме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в установленном порядке (далее — выпускник IX класса).

Аттестат об основном общем образовании с отличием выдается выпускнику IX класса, имеющему итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени основного общего образования.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в любой форме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в установленном порядке (далее — выпускник XI (XII) класса.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой или серебряной медалью выдается выпускникам XI (XII) класса, награжденным золотой или серебряной медалью в соответствии с Положением о медалях «За особые успехи в учении», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 140 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2010 г., регистрационный № 16760. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 16).

4. Аттестаты выдаются выпускникам IX и XI (XII) классов теми образовательными учреждениями, в которых они проходили государственную (итоговую) аттестацию, на основании решения педагогического совета образовательного учреждения.

Аттестаты выдаются выпускникам не позднее десяти дней после даты издания приказа об окончании ими образовательного учреждения и выдаче аттестатов.

5. Аттестат выдается под личную подпись выпускнику образовательного учреждения при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, либо родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность, либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

6. Для регистрации выданных аттестатов в образовательном учреждении ведется Книга для учета и записи выданных аттестатов на бумажном носителе и (или) в электронном виде.

7. Книга для учета и записи выданных аттестатов в образовательном учреждении ведется отдельно по каждому уровню общего образования и содержит следующие сведения:

учетный номер (по порядку);

код, серия и порядковый номер аттестата;

фамилия, имя, отчество (при наличии) выпускника;

дата рождения выпускника;

наименования учебных предметов и итоговые отметки выпускника по ним;

дата и номер приказа о выдаче аттестата; подпись получателя аттестата;

дата получения аттестата;

сведения о выдаче дубликата (код, серия и номер бланка дубликата аттестата, дата и номер приказа о выдаче дубликата аттестата, дата выдачи дубликата, номер учетной записи выданного дубликата).

8. В Книгу для учета и записи выданных аттестатов список выпускников текущего учебного года вносится в алфавитном порядке отдельно по каждому классу (со сквозной нумерацией), номера бланков — в возрастающем порядке.

Записи в Книге для учета и записи выданных аттестатов заверяются подписями классного руководителя, руководителя образовательного учреждения и печатью образовательного учреждения отдельно по каждому классу, ставится дата и номер приказа об окончании образовательного учреждения и выдаче аттестатов.

Исправления, допущенные при заполнении Книги для учета и записи выданных аттестатов, заверяются руководителем образовательного учреждения и скрепляются печатью образовательного учреждения со ссылкой на номер учетной записи.

Книга для учета и записи выданных аттестатов прошнуровывается, пронумеровывается, скрепляется печатью образовательного учреждения и хранится как документ строгой отчетности.

9. Аттестаты, не полученные выпускниками в год окончания образовательного учреждения, хранятся в образовательном учреждении до их востребования.

10. При обнаружении ошибок, допущенных при заполнении аттестата, в год окончания выпускником образовательного учреждения выдается аттестат или приложение к аттестату (далее — приложение) на новом бланке взамен испорченного. Выдача нового аттестата или приложения взамен испорченного регистрируется в Книге для учета и записи выданных аттестатов за новым номером учетной записи. При этом напротив ранее сделанной учетной записи делается пометка «испорчен, аннулирован, выдан новый аттестат» с указанием номера учетной записи аттестата, выданного взамен испорченного.

11. Образовательное учреждение выдает дубликат аттестата в случае его утраты, порчи (повреждения). В случае утраты, порчи (повреждения) только приложения взамен выдается дубликат приложения, на котором проставляется номер сохранившегося аттестата и дата выдачи дубликата приложения.

12. Выдача дубликата аттестата или приложения осуществляется на основании письменного заявления, подаваемого в образовательное учреждение, выдавшее аттестат:

при утрате аттестата или приложения — с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения, а также приложением документов, подтверждающих факт утраты (справка из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и другие);

при порче аттестата или приложения, при обнаружении ошибки, допущенной при заполнении, — с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования или указанием допущенных ошибок, с приложением поврежденного (испорченного) аттестата или приложения, которые уничтожаются в установленном порядке.

13. О выдаче дубликата аттестата или дубликата приложения образовательным учреждением издается приказ. Копия приказа, заявление выпускника и все основания для выдачи дубликата хранятся вместе с личными делами выпускников.

14. При выдаче дубликата аттестата или дубликата приложения в Книге для учета и записи выданных аттестатов текущего года делается соответствующая запись, в том числе указывается учетный номер записи и дата выдачи оригинала, код, серия и порядковый номер его бланка, при этом отметка о выдаче дубликата аттестата делается также напротив учетного номера записи выдачи оригинала в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Каждая запись о выдаче дубликата аттестата заверяется подписью руководителя образовательного учреждения и скрепляется печатью образовательного учреждения.

15. В случае изменения наименования образовательного учреждения дубликат аттестата и (или) приложения выдается образовательным учреждением вместе с документом, подтверждающим изменение наименования образовательного учреждения.

В случае реорганизации образовательного учреждения дубликат аттестата и (или) приложения выдается образовательным учреждением-правопреемником.

В случае ликвидации образовательного учреждения дубликат аттестата и (или) приложения выдается в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

16. При утрате архивных данных факт окончания образовательного учреждения устанавливается при наличии одного из документов:

письменных свидетельств не менее трех учителей, обучавших выпускника в IX или XI (XII) классах указанного образовательного учреждения, или руководителя (его заместителя) образовательного учреждения, осуществлявшего управление образовательным учреждением в годы обучения выпускника в IX или XI (XII) классах;

копий аттестатов, заверенных в установленном порядке;

прочих документов, удостоверяющих факт окончания образовательного учреждения: протоколы педагогического совета и приказ образовательного учреждения о допуске к государственной (итоговой) аттестации (либо об утверждении результатов выпускных экзаменов, либо о переводе в X класс, либо об окончании образовательного учреждения), похвальные листы, похвальные грамоты и другие.

17. При отсутствии архивных данных об итоговых отметках по общеобразовательным предметам приложение не выдается.

При отсутствии архивных данных, иных материалов, подтверждающих освоение выпускником основных образовательных программ основного общего или среднего (полного) общего образования, образовательное учреждение вправе отказать в выдаче дубликата аттестата. При этом указанное решение образовательного учреждения может быть оспорено выпускником в судебном порядке.

18. Дубликаты аттестата и приложения выдаются на бланках образца, действующего в период обращения о выдаче дубликата, независимо от года окончания выпускником образовательного учреждения.

19. Решение о выдаче или отказ в выдаче дубликата аттестата или приложения принимается образовательным учреждением в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

20. Документы о соответствующем уровне общего образования по форме, определенной образовательным учреждением самостоятельно, не подлежат обмену на аттестаты.

III. Заполнение бланков аттестатов и приложений

21. Бланки аттестатов и приложений заполняются на русском языке с помощью принтера (шрифтом черного цвета), в том числе с использованием компьютерного модуля заполнения аттестатов и приложений, позволяющего автоматически формировать электронную Книгу для учета и записи выданных аттестатов.

Заполнение рукописным способом аттестатов и приложений не допускается, за исключением аттестатов, выдаваемых образовательными учреждениями уголовно-исполнительной системы, и свидетельств об окончании специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения.

22. Фамилия, имя, отчество (при наличии) выпускника вносятся в бланк аттестата в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность выпускника, в дательном падеже.

После записи фамилии, имени, отчества (при наличии) указывается год окончания образовательного учреждения, полное наименование образовательного учреждения (в винительном падеже), которое окончил выпускник, в соответствии с полным наименованием образовательного учреждения согласно его уставу, а также название места его нахождения — название населенного пункта, муниципального образования, субъекта Российской Федерации.

В случае если полное наименование образовательного учреждения содержит информацию о местонахождении учреждения (поселок (село, деревня), район, область (республика) и др.), то наименование населенного пункта во избежание дублирования не пишется.

При недостатке выделенного поля в наименовании образовательного учреждения, а также его места нахождения допускается написание установленных сокращенных наименований.

23. На обложке приложения указываются: код, серия и порядковый номер аттестата; фамилия, имя и отчество (при наличии) выпускника в именительном падеже; дата рождения (число, месяц, год), где число пишется арабскими цифрами, месяц — прописью в родительном падеже, год рождения — четырехзначными арабскими цифрами.

24. В приложении выставляются итоговые отметки по каждому учебному предмету обязательной части базисного учебного плана и части учебного плана образовательного учреждения, формируемой участниками образовательного процесса, изучавшемуся выпускником (в случае, если на его изучение отводилось по учебному плану образовательного учреждения не менее 64 часов за два учебных года). В разделе «Дополнительные сведения» перечисляются наименования учебных курсов, предметов, дисциплин, изученных выпускником в объеме менее 64 часов за два учебных года, в том числе в рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением.

25. Название каждого учебного предмета записывается на отдельной строке с прописной (заглавной) буквы, без порядковой нумерации, в именительном падеже со следующими допустимыми сокращениями и аббревиатурой:

Информатика и ИКТ — Информатика;

Физическая культура — Физкультура;

Мировая художественная культура — МХК;

Изобразительное искусство — ИЗО;

Основы безопасности жизнедеятельности — ОБЖ.

Допускается уточнение Русская литература в случае, если выпускник окончил образовательное учреждение с обучением на родном (нерусском) языке.

26. Отметки по учебным предметам проставляются арабскими цифрами и в скобках — словами. При этом возможно сокращение слова в соответствии с правилами русской орфографии (например, удовлетворительно — удовл.).

Записи «зачтено», «не изучал» не допускаются. На незаполненных строках приложения ставится «Z».

27. Форма получения образования в аттестатах и приложениях не указывается.

28. В дубликате аттестата после фамилии, имени, отчества (при наличии) указывается год окончания и полное наименование того образовательного учреждения, которое окончил выпускник, ставится дата выдачи дубликата аттестата. На бланках титула аттестата и приложения справа в верхнем углу ставится штамп «Дубликат».

29. Подпись руководителя образовательного учреждения в аттестат и приложение проставляется черной пастой с последующей ее расшифровкой (инициалы, фамилия).

В случае временного отсутствия руководителя образовательного учреждения аттестат и приложение подписываются лицом, исполняющим обязанности руководителя образовательного учреждения, на основании приказа образовательного учреждения. При этом перед словом «руководитель» сокращение «и.о.» или вертикальная черта не допускаются.

30. Не допускается заверение бланков аттестата и приложения факсимильной подписью.

31. Заполненные бланки аттестатов и приложений скрепляются печатью образовательного учреждения с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Оттиск печати должен быть ясным, четким и легко читаемым.

32. Бланки аттестатов и приложений после их заполнения должны быть тщательно проверены на точность и безошибочность внесенных в него записей. Не допускаются подчистки, пропуски строк.

IV. Учет и хранение бланков аттестатов и приложений

33. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена организация обеспечения имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений бланками аттестатов и приложений (далее — уполномоченные органы исполнительной власти), определяют объем, сроки и условия формирования заказа, изготовления и доставки бланков аттестатов и приложений.

34. Бланки аттестатов и приложений как документы строгой отчетности должны храниться в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним, а именно: в специально выделенных и оборудованных помещениях, сейфах или металлических шкафах с надежными внутренними или навесными замками, и учитываться по специальному реестру.

Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся бланки аттестатов и приложений, должны быть закрыты на замки и опечатаны.

35. Передача полученных образовательным учреждением бланков аттестатов и приложений другим образовательным учреждениям не допускается.

36. Не использованные в текущем году бланки аттестатов и приложений, оставшиеся после выдачи аттестатов выпускникам, возвращаются по месту их получения в сроки, установленные уполномоченным органом исполнительной власти.

37. Бланки аттестатов и приложений, испорченные при заполнении, подлежат списанию и уничтожению по решению создаваемой в образовательном учреждении комиссии под председательством руководителя образовательного учреждения. Комиссия составляет акт в двух экземплярах. В акте указываются количество (числом и прописью) и номера уничтожаемых бланков аттестатов и приложений. Номера испорченных титулов аттестатов вырезаются и наклеиваются на отдельный лист бумаги, который прилагается к первому экземпляру акта. Первый экземпляр акта с приложением представляется в уполномоченный орган исполнительной власти, второй экземпляр остается в образовательном учреждении.

38. Лица, назначенные руководителем уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, образовательного учреждения) ответственными за получение, хранение, учет и выдачу бланков аттестатов, на основании накладной принимают бланки твердых обложек и титулов аттестатов, приложений по количеству и качеству, проверяют отсутствие дефектов; в случае обнаружения недостачи (дефектов) составляют акт, в котором указывается дата и место приема, количество и типографские номера недостающих или имеющих дефект бланков твердых обложек и титулов аттестатов, приложений, характер дефектов в них.

39. Учет бланков аттестатов и приложений ведется в уполномоченных органах исполнительной власти (органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждениях) по каждому уровню общего образования и по каждому виду документа отдельно, в соответствующей Книге учета бланков аттестатов как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

40. Книга учета бланков аттестатов включает следующие сведения:

40.1. При учете полученных бланков аттестатов:

номер учетной записи;

наименование организации-изготовителя или уполномоченного органа исполнительной власти, от которой (ого) получены бланки (аттестатов);

дата получения бланков аттестатов;

реквизиты накладной;

количество полученных бланков аттестатов, в том числе титулов (с указанием типографских номеров), твердых обложек, приложений;

фамилия, имя отчество и должность получателя;

реквизиты доверенности (номер, дата, наименование организации, выдавшей доверенность на получение);

подпись получившего с расшифровкой;

40.2. При учете выданных бланков аттестатов:

номер учетной записи;

дата выдачи бланков аттестатов;

наименование органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, или образовательного учреждения, которому выданы бланки аттестатов;

количество выданных бланков аттестатов, в том числе титулов (с указанием типографских номеров), твердых обложек, приложений;

реквизиты накладной;

фамилия, имя, отчество и должность получателя;

реквизиты доверенности (номер, дата, наименование организации, выдавшей доверенность на получение);

подписи получившего и выдавшего с расшифровкой;

40.3. При учете остатков бланков аттестатов:

остаток бланков аттестатов на 1 января текущего года;

количество полученных бланков аттестатов в текущем году;

количество израсходованных бланков аттестатов (приложений) в текущем году — всего, из них: выдано выпускникам текущего года, выдано взамен испорченных, выдано дубликатов;

количество бланков аттестатов (приложений), утраченных (или испорченных) в силу различных причин (утеряно, похищено, испорчено при наводнении, аварийных и техногенных ситуациях);

остаток бланков аттестатов на 31 декабря текущего года;

подпись ответственного лица с расшифровкой — фамилия, имя, отчество (при наличии), должность.

41. Книга учета бланков аттестатов должна быть пронумерована, прошнурована, иметь на последней странице запись о наименовании уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, образовательного учреждения) и количестве страниц, печать и подпись руководителя уполномоченного органа исполнительной власти (органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, образовательного учреждения).

Записи в Книге учета бланков аттестатов производятся в хронологическом порядке при совершении каждой операции прихода-расхода лицом, ответственным за получение, хранение, учет и выдачу бланков аттестатов.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2010 г. № 628 «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 августа 2010 г.

Регистрационный № 18147

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 20 августа 2010 г. N 186

Каков срок хранения классных журналов в школе?
Потребовались сведения о учащихся за 1990 — 1991 учебный год.

  • Работодатель издал приказ на лишение премии меня. Я отказалась прошивать бух. документы бесплатно, в договоре только хранение (архив) (1 ответ)
  • Закон или Инструкция о хранении пенсионных документов в архиве за 60-е года? Мне было отказано в зачёте трудового стажа за период работы с 26. (1 ответ)
  • Если ликвидируется организация, нужно ли сдавать документы постоянного срока хранения в архив? Или только личный состав? (1 ответ)
  • В эл. варианте меж дела, выданного нам по запросу нет синих печатей, росписей. В кадастре сказали, что у них только эл. (1 ответ)
  • Должен ли нотариус выдать дубликат документа, ранее им удостоверявшегос. Я, если это дело в связи с истечением срока хранения передано в гос. архив? Спасибо. (1 ответ)
  • Прием документов в архиве
  • Сроки хранения документов
  • Запрос документов в архивах
  • Оформление документов в архив
  • Срок хранения уголовного дела в архиве
  • Единые требования к оформлению и хранению классных журналов

    Единые требования к оформлению и хранению

    классных журналов

    1. Общие положения

    1.1. Классный журнал – нормативно-финансовый документ, отражающий состояние УВП Центра.

    1.2. Классный журнал является показателем управленческой культуры школы. Ведение классного журнала обязательно для каждого учителя и классного руководителя.

    1.3. Директор школы и его заместители по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение классных журналов.

    1.4. Ответственность за наличие журнала, его своевременное и аккуратное заполнение несет классный руководитель данного класса.

    1.5. Все страницы классного журнала должны быть оформлены в едином деловом стиле.

    1.6. Проверка классных журналов осуществляется администрацией школы не реже 1 раза в четверть. Цели проверок устанавливаются администрацией школы и могут изменяться исходя из сложившихся обстоятельств.

    1.7. Заместитель директора школы дает рекомендации по распределению страниц журнала (основываясь на количестве колонок, выделенных на ежеурочное заполнение). Количество страниц, выделяемых на каждый предмет в классном журнале:

    • 1 час в неделю – 2–3 стр.;

    • 2 часа в неделю – 4–5 стр.;

    • 3 часа в неделю – 6–7 стр.;

    • 4 часа в неделю – 7–8 стр.;

    • 5 часов в неделю – 9–10 стр.;

    • 6 часов в неделю – 11–12 стр.

    1.8. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также отмечать посещаемость школьников. Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно пастой черного цвета (не гелевой).

    1.9. Количество часов по каждой теме должно соответствовать тематическому планированию и программе учебного предмета.

    1.10. При делении класса на 2 (и более) подгруппы записи ведутся каждым учителем отдельно.

    1.11. На учеников, обучающихся на дому в течение всего учебного года, в сентябре классным руководителем ребенка, обучающегося на дому, заводится журнал, в котором учителя записывают дату занятия, содержание пройденного материала, выставляют текущие, четвертные, годовые, экзаменационные и итоговые оценки (четвертные, годовые, экзаменационные и итоговые оценки дублируются классным руководителем в классном журнале как на предметной странице (четвертные оценки), так и в сводной ведомости учета успеваемости учащихся (четвертные, годовые, экзаменационные и итоговые оценки)).

    1.12. Классные журналы хранятся в школьном архиве в течение пяти лет.

    После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся данного класса, которые хранятся 25 лет.

    2. Оформление обложки и оглавления классного журнала

    2.1. На первой строке обложки классного журнала указывается класс (с 1-го по 11-й), подписывается его литера. Литера пишется без кавычек строчной (с маленькой) буквы.

    2.2. На второй и третьей строках указывается наименование образовательного учреждения (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № «).

    2.3. На четвертой строке указывается населенный пункт.

    2.4. На пятой строке – учебный год.

    2.5. Наименования предметов в оглавлении пишутся с прописной (заглавной) буквы, напротив каждого предмета указываются страницы, на которых ведется запись учителем-предметником.

    2.6. Наименования предметов пишутся полностью (без сокращений) в соответствии с учебным планом.

    2.7. В графе «Иностранный язык» указывается, какой именно язык. Например, «Иностранный язык (английский)».

    3. Страница для отметок (левая страница)

    3.1. Наименование предмета должно быть записано так, как оно формулируется в учебном плане школы, со строчной буквы.

    3.2. Месяц и число записываются в соответствии с расписанием уроков, утвержденным директором школы.

    3.3. В списке обучающихся должны быть четко прописаны фамилии, имена учеников. Имена учащихся прописывать на первых страницах каждого предмета, а на следующих страницах их можно обозначать заглавной буквой.

    3.4. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются на странице в столбце, следующем за последней датой урока.

    3.5. Экзаменационные и итоговые оценки выставляются только в сводной ведомости учета успеваемости учащихся.

    3.6. Первый урок (дата) следующей четверти записывается без пропуска столбцов. Не следует самостоятельно проводить ограничительные линии.

    3.7. Оценка учащихся за аттестационный период должна быть обоснованна, т.е. соответствовать текущей успеваемости ученика.

    3.8. Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена в случае пропуска учащимся более чем 60% учебного времени без уважительной причины и отсутствия оценок по данному предмету в течение четверти. При наличии хотя бы одной оценки учителю необходимо принять зачет для выставления четвертной оценки. Пометка «н/а» указывает на неуспеваемость учащегося по данному предмету.

    3.9. В случае проведения контрольного урока (контрольные, тесты, зачеты; практические и лабораторные работы, контрольные диктанты, сочинения, изложения и самостоятельные работы) обязательно выставление оценок всем учащимся в колонке, соответствующей дате проведения.

    3.10. Между контрольными работами следует систематически проводить устный опрос. Опрос должен охватывать не менее 20% учащихся за урок (5 человек из 25, 6 – из 30 и т.д.).

    3.11. Неуспевающие учащиеся отслеживаются по оценкам. Если учащийся на уроке получил отметку «2», то на следующем уроке или максимум через два урока он должен быть опрошен учителем с целью исправления неудовлетворительной оценки.

    3.12. Исправление текущих отметок не допускается. Если ошибка допущена, то исправление осуществляется по следующей схеме: отметка зачеркивается, рядом ставится верная, в нижней части страницы оформляется запись. Например: «У Иванова Петра исправленной отметке за 2.01.02 “4” («хорошо») верить». Подписывается директором школы, заверяется печатью. 3.13. Исправления отметки за четверть или полугодие не допускаются. Если ошибка допущена, то исправление осуществляется по схеме: отметка зачеркивается, рядом ставится верная, в нижней части страницы оформляется запись. Например: «У Иванова Петра исправленной отметке за 1-ю четверть “4” («хорошо») верить». Подписывается директором школы, заверяется печатью.

    3.14. Использование «корректора» в журнале запрещено.

    3.15. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5», «н» (пропуск урока), «н/а» (не аттестован, оценка ставится за четверть или год).

    3.16. На странице запрещено вести записи карандашом, ставить точки и другие знаки, не оговоренные выше.

    4. Страница пройденного на уроке и домашнего задания (правая страница журнала)

    4.1. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью. При ведении одного предмета двумя учителями записываются фамилии всех учителей. К данным предметам относятся физическая культура, технология, иностранный язык, информатика и ИКТ.

    4.2. Число и месяц записываются в соответствии с расписанием уроков, утвержденным директором школы.

    4.3. В столбце «Что пройдено на уроке» записываются темы уроков в соответствии с тематическим планированием. Дата записи темы и даты проведения урока на страницах должны быть одинаковыми.

    4.4. При проведении контрольных, лабораторных и практических работ необходимо указывать тему работы.

    4.5. При проведении лабораторных и практических работ по биологии, физике, информатике, химии и технологии в журнале необходимо записывать инструктаж по технике безопасности, фиксировать запись ТБ либо вести отдельный журнал по ТБ.

    4.6. При проведении двух уроков в один день делается запись темы каждого урока в отдельной строке.

    4.7. В столбце «Домашнее задание» записи должны вестись четко и аккуратно: должны быть указаны параграф, номер задания, форма домашнего задания (пересказать, переписать, ответить на вопросы и т.д.).

    5. Страница «Общие сведения об учащихся»

    5.1. Данная страница заполняется классным руководителем на основании сведений, полученных от учащихся и родителей (законных представителей).

    5.2. Номера личных дел сверяются у делопроизводителя, а затем записываются в соответствующую колонку.

    5.3. Фамилия, имя, отчество, дата рождения учащегося заполняются на основании документов (свидетельство о рождении или паспорт).

    5.4. Домашний адрес и телефон заполняются согласно месту фактического проживания.

    6. Страница «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся».

    6.1. По окончании каждой четверти, полугодия, года классным руководителем выставляются отметки, полученные учеником по каждому предмету.

    6.2. Отметки, полученные на промежуточной и итоговой аттестации, выставляются классным руководителем на основании протоколов данных экзаменов.

    6.3. Итоговая отметка выставляется учащимся 5–8-х, а также 10-х классов по предметам, которые были выбраны в качестве промежуточных экзаменов.

    6.4. Итоговая отметка учащимся 9-х и 11-х классов выставляется по всем предметам, которые изучались в течение года. Если по географии экзамен сдавали в 11-м классе, то выставляются только экзаменационные и итоговые отметки в журнале за 11-й класс.

    6.5. Отметки по технологии выставляются на основании ведомостей, предоставленных межшкольным учебным комбинатом в 7-м (мальчики), 8-м (мальчики) и 9–11-х классах.

    7. Грубые нарушения при заполнении журнала

    7.1. Неверное оформление титульного листа журнала.

    7.2. Неверное оформление оглавления журнала.

    7.3. Любые исправления в журнале.

    7.4. Несвоевременная запись числа, тем и оценок.

    7.5. Наличие на страницах знаков, не соответствующих образцу.

    7.6. Использование «корректора», стираний.

    7.7. Неполная (с сокращениями слов) запись тем уроков (контрольных, лабораторных, практических, самостоятельных работ).

    В соответствии с Инструкцией о ведении школьной документации, утв. приказом Министерства просвещения СССР от 27.12.1974 № 167, выполнение школой возложенных на нее функций и результаты ее деятельности отражают­ся в специальных документах, связанных с планированием учебно-воспита­тельной работы и осуществлением хозяйственных мероприятий, ведением учебно-педагогического учета, организацией делопроизводства школы, обес­печением первичного бухгалтерского учета, составлением статистической от­четности.

    Классный журнал является документом, относящимся к учебно-педагоги­ческой документации образовательных учреждений, реализующих общеобра­зовательные программы. Его ведение обязательно. В классном журнале фик­сируются уровень освоения обучающимися образовательных программ, уро­вень обученности школьников, посещаемость ими учебных занятий.

    Анализ классного журнала позволяет судить:

    • об освоении обучающимися программы по всем учебным предметам;

    • плотности и системе опроса обучающихся;

    • объективности в выставлении текущих и итоговых оценок обучающим­ся;

    • соблюдении норм проведения контрольных, проверочных, самостоя­тельных работ;

    • соблюдении требований и рекомендаций, зафиксированных в «Листке здоровья»;

    • дозировке домашнего задания.

    Все это, в свою очередь, способствует объективной оценке деятельности учителя, а при проведении внешнего контроля — объективной оценке деятель­ности самого образовательного учреждения.

    Вместе с тем, вопреки распространенному мнению, классный журнал не является финансовым документом, поскольку ни один правовой источник, регламентирующий финансовую отчетность ОУ, не содержит упоминания о классном журнале.

    Регламентация порядка ведения классных журналов

    Общие требования к ведению классных журналов отражены в названной выше Инструкции о ведении школьной документации. В ней содержится харак­теристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю ведения классного жур­нала администрацией школы.

    Ряд требований к ведению классных журналов содержится также в сле­дующих документах:

    • приказ Минобразования России от 29.12.1997 № 2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников обще­образовательных учреждений»;

    • приказ Министерства Просвещения СССР от 08.12.1986 № 241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации рабо­ты по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР»;

    • письмо Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомен­дации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    • письмо Минобразования России от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содер­жании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;

    • письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об орга­низации обучения в первом классе четырехлетней школы»;

    • методические рекомендации по работе с документами в образователь­ных учреждениях (письмо Минобразования России от 20.12.2000 № 03-51/64).

    Вопросы ведения классных журналов чаще всего регламентируются соот­ветствующим локальным актом образовательного учреждения, право принятия которого входит в компетенцию ОУ (п. 13 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

    Недостатки в ведении классных журналов

    Анализ материалов, полученных Рособрнадзором в ходе инспекционных проверок образовательных учреждений, свидетельствует о наличии ряда не­достатков в ведении классных журналов. Наиболее типичные:

    • ведение записей в классных журналах разным цветом;

    • неправомерное использование корректирующих средств для исправ­ления неправильных записей;

    • исправление отметок без соответствующей подписи и заверения печа­тью ОУ;

    • отсутствие на предметной странице записей о подведении итогов про­хождения программ за четверть, полугодие, год;

    • отсутствие записей тем проведенных уроков;

    • исправления дат проведения уроков;

    • недостаточная накопляемость отметок, что позволяет ставить под со­мнение объективность итоговых отметок обучающихся;

    • несвоевременное заполнение раздела «Сведения о занятости в круж­ках», а также раздела «Листок здоровья»;

    • исправления полугодовых и годовых отметок по учебным предметам у выпускников, представляемых к награждению золотыми и серебря­ными медалями «За особые успехи в учении»;

    • не заполнение классным руководителем разделов «Сведения о коли­честве пропущенных уроков», «Общие сведения об учащихся».

    Основная причина указанных недостатков — не только несвоевременное и не полное осуществление контроля администрацией ОУ ведения классных журналов, но и отсутствие в локальных актах ОУ, регламентирующих ведение классных журналов, точных указаний о порядке их оформления и ведения.

    Структура локального акта о ведении классных журналов

    Установление соответствующих требований к ведению классных журналов в локальном акте образовательного учреждения является прерогативой само­го ОУ. Назовем некоторые универсальные требования, которые желательно отразить в соответствующем локальном акте.

    Оптимальная структура этого документа, на наш взгляд, такова:

    • Общие положения.

    • Обязанности учителей-предметников.

    • Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам.

    • Выставление итоговых отметок. Обязанности классного руководителя.

    • Осуществление контроля ведения классного журнала и его хранение.

    Остановимся подробнее на содержании каждого раздела.

    Раздел «Общие положения»

    В разделе «Общие положения» указываются общие требования к ведению классного журнала. В обязательном порядке должно быть отражено следующее:

    1. К ведению журнала допускаются только учителя, преподающие уроки в данном классе, классный руководитель, администрация ОУ.

    2. Учителя и классный руководитель несут ответственность за ведение, состояние и сохранность классного журнала во время образовательного про­цесса.

    3. Классный журнал заполняется учителем только в день проведения уро­ка.

    4. Записи тем всех уроков, включая уроки иностранного языка, уроки род­ного языка, уроки государственного языка субъекта Российской Федерации, должны вестись только на языке обучения, который, согласно ст. 6 Закона РФ «Об образовании», устанавливается учредителем.

    5. Все записи в классном журнале должны вестись аккуратно и одним цве­том (синий, фиолетовый или черный); нельзя использовать корректирующие средства; исправления в классных журналах допускаются в исключительных случаях; содержание исправления необходимо описать в нижней части стра­ницы, заверив личной подписью учителя с ее расшифровкой и печатью учре­ждения.

    6. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно; прочерки, обозначающие «повтор», запрещены; не допускается со­кращение слов при записи тем урока. Не допускаются такие записи, как «Повто­рение», «Решение задач» и др. без указания конкретной темы.

    7. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны запи­сывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия.

    8. Медицинский работник ОУ в обязательном порядке заполняет «Листок здоровья», в который вносятся сведения из медицинских карт обучающихся. Рекомендации, данные в «Листке здоровья», обязательны к учету всеми педаго­гическими работниками во время пребывания обучающихся в образовательном учреждении и (или) на внеклассных мероприятиях.

    Раздел «Обязанности учителей-предметников»

    Раздел «Обязанности учителей-предметников» содержит требования к учителям-предметникам. Целесообразно отразить следующие требования.

    2. Выставление в одной клеточке двух отметок допускается только на уро­ках русского языка (в начальной школе), русского языка и литературы (на второй и третьей ступенях обучения).

    3. Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) оценок. Пропуски клеток не допускаются.

    4. Ошибочно выставленная отметка зачеркивается одной чертой (косой), и рядом ставится правильная отметка. Если ошибка сделана в итоговых отмет­ках или отметках за контрольную работу, — она исправляется так же, как и те­кущие, при этом внизу страницы обязательно делается соответствующая запись об исправлении, ставится подпись и печать образовательного учреждения.

    5. Не допускается пропуск клеточек па левом развороте развернутой стра­ницы журнала, там, где выставляются текущие и итоговые оценки. Количество заполненных клеточек слева должно соответствовать такому же количеству строчек для записей тем уроков справа на развернутом листе журнала.

    6. При организации занятий на дому учителя-предметники, их ведущие, выставляют оценки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для надомного обучения. Ими же в конце четверти, полугодия, года выставляются в классный журнал только итоговые оценки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета успеваемости учащихся.

    7. Записи в журнале для надомного обучения в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписываются родителями (законными предста­вителями) ученика.

    8. В случае проведения с обучающимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из справки в классный журнал не перено­сятся.

    9. В случае длительной болезни обучающегося с ним проводятся индиви­дуальные занятия на дому. Данные о промежуточной и итоговой аттестации обучающегося записываются в специальный журнал, а затем переносятся в классный журнал.

    10. Отметки по физической культуре обучающимся, отнесенным по состоя­нию здоровья к специальной медицинской группе, выставляются в журналах для специальной медицинской группы. В классном журнале отметки выставля­ются только за четверть (полугодие) и за год.

    11. В конце отчетного периода на предметной странице учителем подво­дятся итоги прохождения программ:

    • учитель записывает количество планировавшихся уроков в соответ­ствии с календарно-тематическим планированием и количество уроков, проведенных фактически.. И делается запись: «Программа выполнена» или «Не пройдены следующие темы…» с указанием причин;

    • указывается также количество контрольных, лабораторных работ, пла­нировавшихся и проведенных фактически. Запись заверяется личной подписью учителя.

    Раздел «Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам»

    Целесообразность внесения раздела «Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам» определяется особенностью ведения классных журналов по отдельным предметам.

    Начальные классы

    1. В классном журнале не заводится отдельная страница по ОБЖ, Правилам безопасности на дорогах для записи тем, составляющих части курса «Окружаю­щий мир».

    2. Внеклассное чтение является составной частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносится. Отдельная отметка за внеклассное чтение не ставится.

    4. В первом классе отметки в классный журнал по предметам не выставляются. Во втором классе отметки выставляются, начиная со второй или третьей четверти.

    Русский язык

    1. Отметки за контрольные работы (диктанты) и творческие (сочинения, изложения) выставляются дробью в одной колонке (5/4). В диктантах: первая за грамотность, вторая — за выполнение грамматического задания; в сочинени­ях и изложениях: первая — за содержание, вторая — за грамотность.

    2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р/р». Запись о проведении классного изложения по развитию речи делается следующим образом:

    1-й урок. Р/р. Изложение с элементами сочинения. 2-й урок. Р/р. Написание изложения по теме

    Литература

    1. Перед записью темы урока по внеклассному чтению ставится пометка — «Вн. чт.».

    2. Сочинения фиксируются следующим образом:

    1-й урок. Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству поэтов Серебряного века.
    2-й урок. Р/р. Написание сочинения по творчеству поэтов Серебряного века.

    3. Отметки за творческие работы выставляются в одной клетке дробью: первая — за содержание, вторая — за грамотность.

    4. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа.

    5. Оценка за домашнее сочинение выставляется в тот день, когда было дано задание его написать. В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.

    Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология

    1. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке» делается запись о проведении ин­структажа по технике безопасности. Инструктаж по ТБ проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе «Что пройдено на уроке».

    2. Если лабораторная работа составляет только часть урока, оценки обу­чающимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, оценки выставляются каждому ученику.

    3. Если в начальных классах изучается модуль «Практика работы на ком­пьютере», то в журналезаполняется страница предмета «Технология». При изуче­нии в начальных классах»Информатики и ИКТ» как самостоятельного предмета, журнал заполняется на странице предмета «Информатика и ИКТ».

    Физическая культура

    2. Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание).

    Раздел «Выставление итоговых отметок»

    Данный раздел содержит требования к выставлению учителями итоговых отметок обучающимся.

    1. Итоговые оценки за четверть, полугодие, год выставляются в клетке, следующей после записи даты последнего урока. Не допускается выделение итоговых отметок (например, чертой, другим цветом). Годовая оценка выстав­ляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за послед­нюю четверть, полугодие.

    2. Итоговые оценки обучающихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Для объективной аттестации обучающихся за четверть и полугодие необходимо наличие не менее трех оценок (при 2-часовой недельной учебной нагрузке по предмету) и более трех (при учебной нагрузке более 2 ч в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным, лаборатор­ным и практическим работам.

    3. По итогам четверти (полугодия) ученик может быть не аттестован («н/а») при условии пропуска им 2/3 учебных занятий и отсутствия трех или пяти отметок.

    4. На уроках физической культуры при наличии у обучающегося справки о медицинской группе здоровья оцениваются положительно теоретические знания по предмету. Запись «осв.» в журнале не допускается.

    5. Пересмотр и исправление отметок за четверть (полугодие), год не допу­скается.

    6. Итоговые оценки по предметам, завершающимся сдачей экзамена, вы­ставляются в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за экзамен.

    7. В случае сдачи экзамена по завершении изучения конкретного предме­та в данном классе или при завершении обучения в основной или средней школе отметка за экзамен выставляется в столбец, следующий непосредствен­но за столбцом годовой отметки. В соответствующе графе на левой стороне журнала вместо даты урока делается запись «экзамен».

    8. В 9-х и 11-х классах исправление итоговых отметок допускается только по распоряжению директора после рассмотрения письменного объяснения учителя.

    Раздел «Обязанности классного руководителя»

    Раздел «Обязанности классного руководителя» содержит требования к классному руководителю.

    1. Классный руководитель заполняет в журнале титульный лист, оглавление, списки обучающихся на всех страницах, сведения о количестве пропущенных уроков, сводную ведомость посещаемости, сводную ведомость успеваемости, сведения о занятиях на факультативах, в кружках, секциях.

    2. Все изменения в списочном составе обучающихся (выбытие, прибытие) в журнале делает только классный руководитель после получения им приказа по образовательному учреждению, подтверждающего убытие или прибытие.

    3. Учет пропусков занятий обучающимися классный руководитель ведет ежедневно. Итоговые пропуски подсчитываются непосредственно по окончании четверти.

    4. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются на страницу «Сводная ведомость учета успеваемости обучающихся» на второй день после окончания четверти, полугодия, года. Здесь же выставляются экзаменационные (за исключением 11 (12)-х классов, обучающиеся которых сдают ЕГЭ и получают результаты по стобалльной шкале) и итоговые оценки на основании экзамена­ционных протоколов (не позднее, чем через два дня после экзаменов).

    5. По окончании учебного года классный руководитель на странице «Свод­ная ведомость учета успеваемости обучающихся» в графе «Решение педагоги­ческого совета (дата и номер)» напротив фамилии каждого ученика делает со­ответствующую запись:

    • о переводе в следующий класс;

    • условном переводе в следующий класс;

    • оставлении на повторный курс обучения;

    • выбытии в другое общеобразовательное учреждение в течение учеб­ного года;

    • выдаче документа об образовании;

    • выдаче справки о прослушивании курса среднего общего образования.

    Раздел «Осуществление контроля ведения классного журнала и его хранение»

    1. Директор школы и его заместитель по учебной работе обязаны обеспе­чить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль правильности их оформления и ведения. Заместитель директора осуществля­ет ежедневный контроль хранения классных журналов в отведенном для этого специальном месте.

    2. Периодичность и виды контроля таковы:

    • качество оформления журналов в соответствии с установленными требованиями — 4 раза в год (сентябрь, ноябрь, январь, май-июнь);

    • выполнение программы — 1 раз в четверть;

    • объем домашних заданий обучающихся — 1 раз в полугодие;

    • работа учителя по учету уровня обученности слабоуспевающих и вы­сокомотивированных учащихся — 2 раза в год;

    • своевременность и объективность выставления отметок обучающимся — 1 раз в четверть;

    • посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий — 1 раз в месяц.

    3. В конце года классный руководитель сдает классный журнал на провер­ку заместителю директора, но только после того, как учителя-предметники отчитаются перед заместителем директора по итогам года.

    4. Директор и заместитель директора по учебной работе по итогам про­верки делают записи в графе «Замечания по ведению классного журнала» с указанием цели проверки и замечаний. По итогам повторной проверки дела­ется отметка об устранении обнаруженных ранее недочетов. Все записи под­крепляются подписью проверяющего. В случае нарушений, допущенных при ведении классного журнала, учителю-предметнику или классному руководи­телю, а также заместителю директора по учебной работе может быть объявле­но дисциплинарное взыскание за невыполнение должностных обязанностей в соответствии с ТК РФ.

    В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором или заместителем директора по УВР, сдаются в архив школы. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса — с последующим хранением не менее 25 лет.

    Рубрики: Статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *