a_po

Человеческое тело: откуда руки растут…
* * *

В изображениях представлены внешние признаки верхних конечностей человека
** А. Фронтальная или передняя — лицевая сторона тела;
** В. Тыльная и/или задняя сторона:
Кстати, термины на устах народа, не всегда соответствуют научной (анатомической) терминологии.
: 0. Заплечная область спины (в древней Руси, палач — заплечных дел мастер, сносящий головы с плеч, назывался — «кат»);
: 1. Надплечье с нижней частью шеи;
: 2. Плечо с плечевым суставом;
: 3. Лопатка;
: 4. Подмышки;
: 5. Предплечье;
: 6. Ключица;
: 7. Бицепсы;
: 8. Трицепсы;
: 9. Локоть с локтевым суставом — внешняя сторона локтя;
: 10. Локтевая впадина или ямка — внутренняя сторона локтя;
: 11. Предлоктевая часть руки с лучевой и предлоктевой костями — на 2/3 части от локтевого сустава руки до кисти или пяти (как в древности, ногами — в основном, называлась часть от колена и ниже, так и руками называли части от локтей к кистям);
: 12. Запястье — 1/3 часть от пясти к локтю;
: 13. Кисть руки или пясть;
: 14. Кулак;
: 15. Тыльная сторона кисти;
: 16. Сухожильные связки;
: 17. Выпирающие вены серо-синеватого цвета — хорошо видны под светлым кожным покровом без пегментации (»от чего возникло выражение о сословии «голубых кровей», — отличных от «простолюдинов» со смуглой кожей и/или под загаром»);
: 18. Ладонь;
: 19. Пальцы кистей рук:
:* 19a. Большой палец;
:* 19b. Указательный палец;
:* 19c. Средний палец;
:* 19d. Безымянный палец;
:* 19e. Мизинец;
:: 20. Фаланги пальцев;
:: 21. Суставные части пальцев;
:: 22. Мышечные подушечки пальцев;
: 23. Кожные суставные складки и линии;
: 24. Волосяной покров;
: 25. Межпальцевые перепонки — межпальцевые относительно тонкие кожные складки;
: 26. Ногти:
:* 26a. Корневая основа ногтя — нижняя часть ногтя с более светлым цветом в виде полуокружности;
:* 26b. Основная центральная часть ногтя — вся ороговелая поверхность в соединении с мягкими тканями;
:* 26c. Край ногтя — подрезаемая часть растущего ногтя;
: 27. Заусица — нередкое повреждение кожного покрова у ногтевой лунки основания ногтей при их соединении с мягкими тканями.
Части рук, как мера длины
* Дюйм — ширина большого пальца в суставной части;
* Вершок — верх фаланги большого, согнутого при наложении на конец указательного пальца;
* Малая пядь — расстояние между расширенными под углом большим и указательным пальцами;
* Пядь с кувырком — как и малая пядь, с прибавлением перекатом вперёд ногтевой фаланги указательного пальца;
* Великая пядь — расстояние между отставленными в стороны концы большого пальца и мизинца;
* Ладонь — расстояние на длину ладони с пальцами;
* Локоть — от края кулака до локтевого сустава (так, — к примеру, — проверяется размер брюк, вставляя локоть в пояс их внутренней части);
* Аршин — от конца большого пальца удерживаемой в руке вещи, до плеча — на вытянутую руку;
* Простая сажень — от большого до большого пальцев, удерживаемых в руках вещей — разведённых по сторонам рук;
* Мерная маховая сажень — расстояние от кончика до кончика средних пальцев, между разведённых в противоположные стороны, рук;

* Малая сажень — от горизонтально-вытянутой руки до поверхности земли;
* Маховая косая казённая сажень — от поднятой, под углом вверх — конца руки, до земли;
* Великая косая сажень — от ступни одной стороны тела, до поднятой — по косой направленности вверх — руки, другой стороны.

Пропорции человека. Для рисующих и прочих :)))


Особенности изображения людей разного возраста, пола, расы.

1. Пропорции человека

Древнейшие
данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице
пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен ученые и
художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела.
Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев,
каноны Древней Греции и Рима. Пропорции изучали: Поликлет, канон,
которого долгое время был общепризнанным, Альберти, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Дюрер. В этих исследованиях размеры человеческого тела
определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы.

Человеческое тело имеет следующие пропорции:

  • длина
    четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть
    ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека;
  • четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека;
  • если
    вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14
    человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние
    пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела,
    равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок;
  • пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник;
  • размах разведенных рук будет равен росту;
  • расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста;
  • расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста;
  • расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7 роста;
  • расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста;
  • наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста;
  • расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8;
  • длина всей руки — это 1/10 роста;
  • начало гениталий находится как раз посредине тела;
  • стопа — 1/7 часть роста;
  • расстояние
    от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от
    коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста;
  • расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.

При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще всего используется голова.

2. Ребенок. Рост и пропорции тела

Новорожденный
отличается от взрослого человека относитель но короткими конечностями,
большим туловищем и большой голо вой. Высота головы новорожденного
составляет 1/4 длины тулови ща, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12
лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост
конечностей уско ряется. До начала периода полового созревания половые
различия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период полового
созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а
таз уже, чем у девушек.
Можно отметить три периода различия пропорций между дли ной и
шириной тела: от 4 до б лет, от б до 15 лет и от 16 лет до взрослого
состояния.
Рост
ребенка измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в
единицах высоты головы, характерной для его собственного возраста.
Пропорции частей тела ребенка и взрослого также различаются. У
ребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего возраста
геометрический центр тела находится в районе пупка, в то время как
геометрический центр тела взрослого человека расположен вблизи
промежности. Под геометрическим центром здесь подразумевается точка
половинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого человека
приблизительно равна расстоянию от промежности до макушки. Ноги младенца
еще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе движения,
поэтому они имеют относительно меньшую длину.

3. Ребенок. Черты лица

Ниже приводятся правила, следуя которым в процессе лепки головы ребенка, можно избежать неточностей.

  • Лицо
    младенца мало по сравнению с размерами его головы. Если глаза взрослого
    человека лежат на средней горизонтальной линии головы, то глаза ребенка
    расположены ниже аналогичной линии.
  • Нижняя
    челюсть младенца расположена почти горизонтально вдоль нижнего края
    черепа. В процессе роста челюсть отклоняется вниз, в результате голова
    становится более вытянутой.
  • У младенца маленький подбородок.
  • Нос
    младенца обычно невелик и вздернут вверх, что дает ему возможность
    свободно дышать во время кормления. Переносица младенца более плоская,
    чем у взрослого.
  • Задняя
    сторона головы младенца сильнее выступает по отношению к тыльной
    стороне шеи, чем у взрослого человека, при этом шея младенца гораздо
    тоньше шеи взрослого. (Настолько тоньше, что новорожденному младенцу
    обычно даже не хватает сил поддерживать свою собственную голову.)
  • Поскольку
    у ребенка размер лица относительно головы меньше, чем у взрослого,
    кажется, что глаза ребенка отстоят друг от друга на большее расстояние.
  • Радужная
    оболочка глаза ребенка выглядит большой по сравнению с глазом
    взрослого. В действительности радужная оболочка новорожденного имеет
    практически тот же размер, что и у взрослого человека, а вот глаза
    младенца раскрываются в меньшей степени. В процессе роста ребенка его
    глаза становятся все шире и шире, и кажется, что диаметр радужных
    оболочек уменьшается.
  • Ресницы
    у ребенка кажутся более длинными, чем у взрослого. Это опять-таки
    происходит по причине различий в относительных размерах лиц.
  • Брови ребенка тоньше.
  • Верхняя
    губа ребенка имеет характерное отличие, из-за которого ее даже называют
    «молочной губой», представляющее собой маленький выступ в центре.
  • Губы ребенка выглядят более пухлыми и выпуклыми и имеют в уголках значительные ямочки.
  • Подбородок ребенка меньше, а его щеки — круглее, чем у взрослого.
  • Самое
    характерное для детского лица-это большой лоб, маленький нос и
    подбородок и большие глаза(я имею в виду радужку и зрачек,так как само
    яблоко может быть не сильно видно). Глазное яблоко-это единственная
    часть нашего организма,которая не растет. И в сравнении с детскими
    пропорциями лица радужки кажутся большими, а на взрослом лице меньше.
    Лоб у ребенка может занимать чуть ли не половину лица.А нос где-то
    половину лба. Можете даже проверить. Нарисуйте овал, приближенный к
    кругу,разделите его пополам и на нижней половине нарисуйте лицо с
    маленьким носом. Уже автоматически получится ребенок. А если овал
    вытянуть,глаза переместите выше,нос удлинить, получится взрослый.

  • Изображая
    детское личико нужно стремиться к нежным тонам. Никаких угловатых
    линий, темных резких теней. У ребенка все обтекаемо и округло. Бровки
    еле заметны (если, конечно, ребенок не жгучий брюнет).
    У взрослого лица классические пропорции такие:лоб, нос и нижняя часть
    лица примерно равны. А уж форма носа глаз и прочее-это уже кому как
    угодно.
    Это сухая теория.В искусстве нет ограничений.Но все должно подчиняться
    заложенной идее, выявлять образ и характер. Можно сделать и ребенка со
    старческим лицом,и инфантильного взрослого, лишь бы все было оправдано
    задумкой.
    ВЗЯТО: http://rigierukodelki.blogspot.com/…%B5%D0%B7%D1%8B
  • 4. Пожилой человек. Рост и пропорции тела

С
возрастом в теле человека происходит множество необратимых процессов.
Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые диски стареют и
становятся тоньше. Различные возрастные болезни, типа остеопороза,
вызывают сжатие и деформацию самих костей, в особенности позвонков.
Позвоночник искривляется, человек становится сгорбленным.
Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается,
возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки. В
результате этих процессов рост человека может сократиться на величину от
половины до целой высоты головы. Такие изменения ведут к тому, что
фигура человека приобретает болезненный вид.

6. Мужчины и женщины. Различия фигур

Основные
различия наблюдаются в пропорциях и массе. Кроме того, существуют
небольшие отличия в строении скелета, например, в тазовой области. Как
правило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше,
чем у мужчины.

Пропорции женщины

Пропорции мужчины

Вот некоторые простые соотношения, которые следует запомнить:

  • Плечи мужчин обычно шире. Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин и две ширины головы для женщин.
  • Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы, а женщины — в две с половиной ширины головы.
  • Если
    вы хотите сделать женскую фигуру ниже, обычно следует уменьшать высоту
    бедер (на величину до половины высоты головы) и верхнюю часть рук (до
    одной трети высоты головы).
  • Локоть обычно располагается как раз над талией. (Вспомните, как выглядит обезьяна с ее достающими до пола руками!)
  • Кисти рук расположены на уровне промежности.
  • Голова и торс вместе составляют обычно половину длины тела.
  • Длина кисти руки от основания ладони до конца среднего пальца равна расстоянию от подбородка до середины лба.
  • Предплечье от внутренней стороны локтя до запястья имеет ту же длину, что и ступня.
  • Ширина головы обычно равна пятикратной ширине глаза.

Женщина
обладает более толстым жировым слоем, покрывающим поверхность скелета. В
результате ее тело менее угловато и более округло.

Голова
женщины также более гладкая и округлая. Брови на женском лице выступают

меньше и над носом нет резкого костного выступа. В целом черты женского
лица обычно мельче мужских, хотя губы женщин часто оказываются полнее.
Шея и плечи женщины выглядят более тонко и изящно. Это особенно сильно
проявляется в размере и форме плеч. У женщины они меньше, а ее ключицы,
как правило, сильнее наклонены вниз по направлению к грудине. В
результате этого женские плечи выглядят более округлыми. У мужчины
ключицы расположены ближе к горизонтали, а его плечи шире. В итоге
мужское тело выглядит более угловатым.

Относительная

длина торса женщины несколько больше мужского в сравнении с общим
размером тела. Ее грудная клетка меньше, округлее и служит опорой для
развитой груди. Таз женщины короче, но шире и глубже. Для облегчения
родов он немного наклонен вперед. В результате этого поясничный отдел
позвоночника женщины изогнут сильнее.

Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.

Самые
значительные отличия в длинах частей тела мужчин и женщин наблюдаются в
области плечевой кости руки и по всей длине ноги. В среднем верхняя
часть женской руки короче, в результате чего ее локоть располагается
немного выше по отношению к торсу, чем у мужчин. Женские запястья и
ладони также меньше. Бедра женщины короче мужских, потому что ее
бедренные кости расходятся от более широкого таза под большим углом. По
этой же причине женские бедра по направлению к коленям выглядят более
округло.

Не
забудьте про то, что нижняя часть ног у женщины также немного короче,
чем у мужчины. Благодаря слою подкожного жира женские ноги выглядят
более гладкими, а икры выступают не так рельефно. Женские лодыжки
округлее и менее рельефны, чем мужские, а ступни женщин меньше и уже.

7. Расовые отличия во внешности

Рассмотрим
особенности внешности только трех рас: европеоидной, монголоидной и
негроидной, хотя на деле существует множество различных подтипов.
Сконцентрируем внимание на тех чертах, которые дают визуальный ключ к
определению расовой принадлежности. Это тип волос, цвет кожи, форма
головы, силуэт лица, а также такие элементы, как глаза, нос и губы.

Европейцы

Представителей

европеоидной расы обычно характеризуют как людей с белым или светлым
цветом кожи. Цвет глаз и волос европейцев может быть совершенно
различным. Волосы у них, как правило, волнистые, но могут быть какими
угодно, от совершенно прямых до очень кудрявых.При взгляде в профиль
можно заметить, что голова типичного европейца имеет средний размер, а
подбородок обычно выдается вперед меньше, чем нос. Нос европейца —
высокий, а губы — относительно тонкие.

Монголоиды

Монголоидное
лицо обычно известно своей особенной формой глаз. Разрез глаз
монголоидов может обладать или не обладать раскосостью, характеризуемой
наклоном глаз вниз к центру лица, в зависимости от расовой подгруппы
конкретного субъекта. Когда глаза открыты, верхние веки почти исчезают
из-за наличия кожной складки, которая немного заходит за нижний край
глаза в районе слезного протока, а иногда может перекрывать нижний край и
на внешней стороне глаз.

Другой
характерной особенностью монголоидных глаз является уплощенность
области их орбит. Поскольку переносица у монголоидов низкая, а глаза
выпуклые, глубина посадки глаз на лице оказывается незначительной. Важно
отметить, что их брови обычно немного развернуты вверх к наружным краям
лица и могут внезапно обрываться на концах.

Кожа
монголоидов, как правило, отливает желтым или коричневым цветом, а цвет
глаз в большинстве случаев коричневый. Волосы у монголоидов черные и
прямые. Типичный подбородок лица монголоидного типа выступает вперед
немного дальше носа, но не так сильно как на лице негроида. Нос низкий,
но не плоский, а губы имеют среднюю толщину.

Негроиды

Представителей
негроидной расы обычно называют чернокожими, имея в виду людей с цветом
кожи от коричневого до темно-коричневого. Их волосы, как правило, более
густые, чем у европейцев, и обычно очень кудрявые. У африканцев
преобладают темно-коричневые или черные глаза и волосы.

Если
посмотреть сбоку, то заметно, что подбородок негроидов выступает вперед
дальше носа, а их нос приплюснут. Губы обычно сравнительно толстые.
Именно черты лица негроидного типа будут определять верный вариант
внешности и не позволят сказать, что изображен просто европеец с черным
цветом кожи.

8. Искажения пропорций

Замечено,
что если слепить фигуру человека, руководствуясь идеальными
пропорциями, она будет «резать» глаз. Все дело в том, что художник,
соблюдая основные правила и каноны пропорций человеческого тела, всегда
немного (а иногда и значительно) искажает пропорции.

Удлините
тело, и его форма станет более элегантной. Если высота типового тела
составляет около восьми размеров головы, то рост элегантной модели может
быть увеличен до пятнадцати размеров головы в зависимости от того,
какой эффект нужно получить.

Исследователи
творчества Микеланджело установили, что он придавал своим скульптурам
необычные пропорции, делая их рост равным девяти, десяти, а иногда даже
двенадцати размерам головы в целях достижения гармонии и грации,
отсутствующих в природе. Именно Микеланджело приписывают высказывание о
том, что нужно иметь направляющий компас в глазах, а не в руках.

В противоположность Микеланджело некоторые фигуры Рафаэля имеют высоту всего лишь в шесть размеров головы.

На
иконах тела обычно имеют удлиненные пропорции, и соотношение
голова/тело обычно 1/9, а у Дионисия — даже 1/11. Это придает
изображаемому выражение одухотворенности. Но иногда голова представала и
непропорционально большой, как бы подчиняющей себе все остальное.
Интересна точка зрения, что стремление выделиться крупной головой
привело к возникновению у туркмен и кавказских горцев обычая носить
большие шапки, фуражки.

Если
красота — субъективное понятие, зависящее от того, каким взглядом
смотрит на творение зритель, то вы, как создатель своих персонажей,
обязаны уметь реализовывать тот тип «красоты», который требуется. Освоив
основы анатомии и пропорций, следует воспользоваться собственными
художественными способностями, чтобы придать персонажам желательный
облик

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *