Содержание

Взаимодействие преподавателя и студента

Определение 1

Педагогическое взаимодействие – это взаимодействие между педагогом и учащимся (воспитателем и воспитанником, преподавателем и студентом) во время воспитательно-образовательной деятельности, направленной на развитие личности ребенка.

Типы взаимодействия преподавателя со студентами

Одним из важнейших компонентов педагогического процесса в ВУЗе является установление эффективного взаимодействия между студентами и преподавателями. В зависимости от того как организовано взаимодействий можно говорить об успешности реализуемой педагогической деятельности.

В настоящее время принято выделять следующие типы взаимодействия преподавателя и студента:

  1. Профессиональный тип взаимодействия – характеризуется педагогической направленностью воспитательно-образовательного процесса, высоким профессионализмом преподавателя, наличием у него глубоких знаний по своей специальности, как в теории, так и на практике. Преподаватель, который осуществляет взаимодействие со студентами на данном уровне, достаточно хорошо владеет методикой преподавания учебной дисциплины, имеет отработанную систему подачи знаний студентам, ведет научно-исследовательскую работу с развитой творческой направленностью. Чаще всего это человек, обладающий экстравертированным характером, который позволяет ему устанавливать со студентами и коллегами позитивные взаимоотношения. Такой преподаватель пользуется у студентов большим авторитетом, им восхищаются, ему подражают и хвалят.
  2. Организаторский тип взаимодействия – характеризуется активной направленностью педагога на общественную деятельность. В процессе взаимодействия со студентами, педагог недостаточно уделяет им времени, так как постоянно отвлекается на выполнение различного рода поручений. Он достаточно хорошо владеет методикой преподавания, легко устанавливает контакт со студентами. Укреплению его авторитета среди студентов и коллег мешает отсутствие стремления к научно-исследовательской работе.
  3. Тип взаимодействия «методист» — данный тип взаимодействия характерен для преподавателей, которые имеют выраженную склонность к совершенствованию собственного педагогического мастерства, методических и речевых способностей. Довольно часто именно методическая направленность в работе преобладает над научным содержанием учебного материала. Такой преподаватель пользуется успехом у среднеуспевающих студентов, в то время как с творческими учащимися и интеллектуалами он не может наладить контакт, так как не способен удовлетворить их интерес к знаниям.
  4. Тип взаимодействия «ученый» — данный тип взаимодействия характерен для преподавателя, обладающего аналитическим складом ума, склонностью к теоретической деятельность и творческой переработке информации. Довольно часто его научно-исследовательская деятельность преобладает над педагогической, устная речь намного беднее, чем письменная. Увлеченность наукой не способствуют установлению необходимого контакта со студентами, что довольно часто может порождать между ним и студентами конфликты.
  5. Тип взаимодействия «пассивный» — характеризуется индифферентным отношением педагога ко всем субъектам педагогического процесса ВУЗа, а также ко всем видам вузовской работы (преподавание, воспитание, общественная деятельность и т.д.). Преподаватель не пользуется авторитетом и уважением среди студентов и коллег, тяжело устанавливает с ними контакты.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Взаимодействие преподавателя и студента 490 руб.
  • Реферат Взаимодействие преподавателя и студента 270 руб.
  • Контрольная работа Взаимодействие преподавателя и студента 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Современная классификация типов преподавателей в зависимости от вида их взаимодействия со студентами

В настоящее время в зависимости от взаимодействия между преподавателем и студентами выделяют следующие группы современных преподавателей:

  1. Преподаватели- «вечные студенты» — в процессе взаимодействия со студентами, такие преподаватели всегда «идут на встречу», они понимают студентов, видят в них личности, охотно ведут дискуссии на различные интеллектуальные и научные темы, обладают высоким уровнем знаний.
  2. Преподаватели- «бывшие моряки» — стремятся установить внутри ВУЗа исключительно «уставные» взаимоотношения, очень трепетно относятся к дисциплине и всему что с ней связано. В общении со студентами стремятся «навязать» им свое мнение, которое считают истинно верным, не видят в студентах личность.
  3. Группа преподавателей, которые позволяют студентам делать все что угодно, лишь бы только не мешали им заниматься своими делами. Такие преподаватели попросту «просиживают» учебные часы.
  4. Преподаватель-стандарт – хорошо знает свой предмет, живет только работой, сложен в общении, амбициозен и упрям, студенты ему не интересны.

Взаимоотношения между преподавателем и студентами во многом зависят от типа преподавателя и носят субъективный характер.

Типы взаимодействия в зависимости от этапов обучения

Помимо того, что взаимодействие между студентами и преподавателем зависит от типа преподавателя, большое значение имеет и этап обучения студентов. Это связано с тем, что с каждым учебным курсом студенты «растут» в своей специальности, формируются их нравственные качества и модель поведения.

Процесс обучения и соответственно взаимодействия, принято делить на три этапа:

  • 1 Этап – 1-2 курсы – происходит формирование нравственно-волевой основы личности студентов, происходит их адаптация к учебному заведению и процессу. На этом этапе процесс взаимодействия находится в стадии становления и развития.
  • 2 Этап – 3 курс – происходит расширение и углубление нравственного потенциала личности студентов, взаимодействие между преподавателем и студентами находится в стадии своего расцвета.
  • 3 Этап – 4 и 5 курс – осуществляется завершение формирования нравственной культуры будущего специалиста, проходит своеобразный период личностной самореализации и самовыражения. На данном этапе большинство студентов уже могут общаться с преподавателями на равных, особенно если они активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, развиты интеллектуально.

Я влюбилась в свою преподавательницу

Я студентка. Год назад нам поставили новую преподавательницу. Она почти сразу меня заитересовала, просто она не такая как все, это отмечают большинство студентов. Она внимательная ко всем, всегда поможет, подскажет, к ней обращаются по учебе она никогда не отказывает. Она мне очень понравилась. Наверно, для некоторых это покажется ужасно, но я влюбилась в женщину. Я стала оказывать ей знаки внимания,но видно, переусердствовала с ними и она стала меня игнорировать. Игнор продолжался несколько месяцев. Даже по учебе когда я к ней подходила она меня ингда просто «не замечала», иногда очень быстро от меня отмахивалась. Я это связала с недавними моими подаркими ей… В данный момент она у меня преподает и до последнего курса будет преподавать-это стопроцентно. На этом наверно можно было бы ставить точку, но то что творится со мной… При виде нее у меня просто «сносит крышу», я могу на нее смотреть и все, я куда то улетаю, ничего больше не существует… Я то краснею, то бледнею… Если она в институте, то я обязательно стараюсь увидеть ее хотя бы раз в день, украдкой… На парах я смотрю на нее и обалдеваю… летаю в мечтах. Перед сном мысленно ее целую.
Сейчас с моей стороны к ней нет никаких знаков внимания и проче, по учебе стараюсь к ней вообще не подходить, прошу подруг сделать это за меня. Потому что рядом с ней я себя чувствую полной идиоткой, я почти ничего не могу внятно сказать, смотрю в ее глаза и выключается сознание… Я прекрасно вижу ее достоинства и недостатки как человека, на этот счет нет розовых очков. Я пытаюсь себе внушить что надо с этим прекращять, но как вижу ее ничего не могу с собой поделать. Она мне очень нужна. Я ее безумно люблю.
Я знаю чтоу нее нет мужа и детей, что она почти все время проводит за работой или научной деятельностью. Ей 39 лет, мне 21.
После того как ее немилость (игнор) в стороу меня более-менее спал, все равно она как то иначе стала ко мне относится. Уже без явного игнора, но назвать отношение таким же как и ко всем нельзя. Оно холоднее.
Думаю, что если скажу ей что люблю ее, она будет обходить меня за три километра… Я хочу очень приблизить этого человека. Как мне быть? Как сделать ее отношение ко мне более дружелюбным?

Имя: Студент-балбес

Здравствуйте! Мне скоро уже 22 года, учусь на третьем крусе универа. Насколько я могу судить, в преподов чаще влюбляются девушки, но я вот сам оказался в такой ситуации. Есть у нас преподаватель английского языка — красивая и очень приятная в общении женщина лет примерно 30 отроду, не замужем, детей нет. Конечно, я на неё заглядывался с первого дня, как увидел, что вполне естественно для парня моего возраста. Но раньше интерес был более абстрактным, если можно так выразиться. Сейчас же меня к ней всё больше тянет как к человеку и я не знаю, что с этим делать. Разумеется, я понимаю, что перспектив у нас с ней почти нет: разница в возрасте, социальном положении и даже в интересах и мировоззрении мы скорее противоположности. В следующем году она у нас вести не будет скорее всего и этот факт меня очень расстраивает. Я понимаю, что если я начну подкатывать к ней, я только создам очень неловкую ситуацию между нами, но и молчать о своих чувствах мне всё сложнее. Наверное, было бы логично поискать девушку среди ровесниц, но они не привлекают меня совершенно. Даже не знаю, зачем пишу это сюда, что тут посоветовать вообще можно… Однако буду благодарен за мнения и советы!

На днях наблюдала такую картину: ко входу в один известный киевский вуз шла пара – высокий седовласый мужчина лет 55 и юная длинноногая студентка. Ветер донес до меня бархатный баритон мужчины: “Мужчины в моем возрасте, детка, способны очень на многое, поверьте”. Замолаживающие интонации не могли не подействовать на юную нимфу, она серебристо смеялась и восторженно внимала мужчине. Сдерживая страстные взгляды, мужчина галантно распахнул перед девушкой двери. А заходя вслед за ней, надел на лицо серьезную маску… Стены вуза поглотили историю очередного мезальянса “Преподаватель и студентка”. А был ли у тебя когда-нибудь в поклонниках учитель или преподаватель университета? У меня был. И эта история закончилась не очень хорошо…

ru.fotolia.com

Поначалу я даже не думала, что возможно влюбиться в мужчину на 30 лет старше, да еще и преподавателя. Для меня он был как папины друзья – взрослый, авторитетный, с отличным чувством юмора, умный, недосягаемый. Но было достаточно одного комплимента с его стороны, одного его мужского оценивающего взгляда, чтобы я влюбилась, моментально и бесповоротно. Мне не нужно было хвастать подружкам – вот, мол, подцепила крутого дядечку, ведь я его действительно сильно любила. Мы никогда никому ничего не рассказывали, соблюдали большую осторожность, не появляясь в местах, где нас обоих могли увидеть и узнать, но со временем слухи все равно побежали, что у доцента кафедры филологии роман с первокурсницей. И как только это случилось, моя большая любовь дала задний ход. В этом не было ничего хорошего, скажу я тебе. Даже больше – это было очень, очень больно, тяжко, невыносимо. И потому что рядом не стало любимого, в одночасье ставшего холодным, и потому, что на меня обрушилась ненависть других преподавателей, и из-за насмешек и явного пренебрежения однокурсников…

Спустя годы я твердо знаю – любовь любовью, но мозг включать нужно, нужно, чтобы кто-то вовремя дал правильный совет, открыл глаза, убедил, что ничего хорошего из подобных отношений не получится. Исключения если и бывают, то очень редко – как, например, роман известных актеров Марины Зудиной и Олега Табакова, ее преподавателя. Но все равно – ей пришлось ждать целых десять лет, пока ее любимый решал вопросы с семьей и детьми. Положа руку на сердце, других положительных примеров я не знаю. Поэтому сейчас я расскажу, почему вообще не стоит заводить отношения со своим преподавателем.

1. Субординация

Нельзя жить в обществе и быть свободной от него. Неписаный закон говорит о том, что нормы морали все же нужно соблюдать, ведь ты и он – не только преподаватель и студентка, вы, можно сказать, представители официальных сообществ. А как же любовь, скажешь ты. Я рассуждала в свое время так же, но, дорогая, ты же влюбилась в него не просто потому что он умный и интересно рассуждает. Кроме того, он такой харизматичный, привлекательный, ухоженный, ходит в крахмальных рубашках и часто ест обед из домашних судочков. А это значит, что у него есть семья и жена, которая о нем заботится и которая, скорее всего, прошла с ним жизненный путь от студента до профессора. Уже одно это должно стать для тебя флагом и сигналом “Бежать”.

2. Ты молодая, он – старый

Несмотря на внешнюю привлекательность, спортивность и загар, он старый. В сравнении с тобой. Несомненно, его возраст – это его шарм, но вы принадлежите к разным поколениям, у которых, как ни крути, разное воспитание, разные ценности, разные цели и разное мировоззрение. Это сейчас тебе кажется, что вы из одного теста, потому что у вас идеальное взаимопонимание и звучите вы в унисон. Дорогая, ваш “унисон” – это всего-навсего его последний гормональный всплеск и твоя романтичность, вот и все. Нет и не может быть взаимопонимания и гармонии между мужчиной и женщиной, когда у них разница в возрасте насчитывает несколько десятилетий.

Ваш секс – на что он похож? Я даже знаю, что ты скажешь: что он нежный, чуткий, опытный, терпеливый. Я отвечу: эта нежность и чуткость состоит наполовину из его интеллекта, который покорил тебя, и его угасающего тестостерона, сдобренного твоим опытом с нетерпеливыми, невнимательными и эгоистичными ровесниками. Поэтому тебе кажется, что лучше любовника у тебя не было и не будет. Но поверь, пройдет всего лишь пара месяцев, как вся ваша “гармония” рухнет, разбившись о стену несовпадения ваших потребностей и темпераментов.

3. Необходимость скрывать отношения

Когда ты встречаешься с женатым, тебе нужно бить голову тем, чтобы о ваших отношениях не узнала его жена. В нашем же случае, кроме жены, есть еще одна грозная сила, противостоящая вашей любви, – педагогический коллектив. Ооо, дорогая, если бы ты знала, как велика сила неприязни к тебе женской части всех кафедр! Мало того что ты молодая, красивая, талантливая и перспективная, так ты еще и покусилась на святая святых – мужчину из преподавательского состава. Будь уверена, что на экзаменах к тебе будут придираться в пять раз яростней, чем к другим студентам, ну и, конечно, анонимный звонок жене твоего избранника тоже обеспечен. Если же случилось такое чудо, что твой любимый преподаватель не женат, то тогда берегись втройне. Какая-нибудь гарпия с кафедры обязательно сделает так, чтобы подсидеть твоего мужчину и выгнать его с работы. На что он будет жить? Неприятности, в общем, со всех сторон.

4. Ты невнимательно относишься к учебе

Побочный эффект твоей любви – твоя успеваемость резко падает. Честно скажу, очень сложно сосредоточиться на предмете, когда о нем рассказывает твой во всех смыслах любимый преподаватель. Вместо того чтобы думать об интегралах и матрицах, ты прокручиваешь в голове ваш вчерашний вечер и с замиранием сердца ждешь сегодняшний. Прощай, сессия!

5. Необъективные оценки

Если ты не хватаешь звезд с неба, конечно, твой любимый преподаватель будет просто вынужден завышать тебе баллы. Тебе всегда будет интересно, он поставил именно эту оценку, потому что ты с ним спишь или потому, что ты ее реально заслужила? Зато остальные преподаватели, особенно женщины, сделают все возможное, чтобы по их предметам твоя успеваемость, хотя бы даже в оценочном эквиваленте, значительно снизилась. Ну а для красоты общей картины представь, как отнесутся к твоим сверкающим в зачетке пятеркам твои однокурсники, зная правду.

6. Сосуществование в студенческом обществе

Не знаю, как для тебя, но для меня мой роман с преподавателем, когда все вскрылось, стал отправной точкой для конфликтов с моими одногруппниками. Девушки и парни сторонились меня, как чумной, хотя до того, как все стало известным, проблем не было. То ли они ощущали мою “кастовость” (мой возлюбленный был проректором), то ли завидовали. Теперь я понимаю, что они не знали на самом деле, как вести себя со мной. То, что я однозначно стала для них белой вороной, было понятно. Я видела в глазах девушек любопытство: “Как она спит с этим старым хрычом?” – а в глазах парней читался плохо скрытый похотливый интерес: смогла со стариком, так почему бы не… Это было очень неприятно. Про студенческие вечеринки я забыла. Бывшие подруги откровенно говорили: “Тебе будет неинтересно, там собирается только одна молодежь”. То есть я автоматом перестала быть для них молодой, связавшись с пожилым мужчиной.

7. Возможно, придется уйти

Читай также – 10 пакостей, которые может сделать преподаватель

А после того, как мой любимый отвернулся от меня, стало совсем плохо. Итог – мне пришлось переводиться в другой институт… Я, конечно, не потеряла в качестве образования, в новом вузе у меня стало больше перспектив, да и учиться мне всегда было интересно. Но многих молодых девушек решение уйти или перевестись ставит в очень затруднительное положение. Стресс очень серьезный, и не каждая может выдержать без последствий в виде депрессии.

8. А если только флирт?

Может быть такое, что интерес преподавателя к тебе в разы больше, чем твой к нему. Но тебе льстит внимание доцента/профессора – как же, именно тебя этот мужчина выделил из массы хорошеньких студенток! И по неопытности ты даешь ему слишком большие авансы. А он, пользуясь своим положением, может запросто начать тебя шантажировать: если не переспишь с ним, не видать тебе ни курсовой, ни экзамена, ни диплома. Такие ситуации -совсем не редкость. Да и вообще, помни, что преподаватель может делать тебе другие пакости. Конечно, можно пожаловаться на наглеца, и он вылетит со своего места, как пробка, но твое положение даже в этом случае совсем незавидное. Так что думай, прежде чем стрелять глазами и вызывать на себя огонь от престарелого мачо кафедренного розлива.

9. Запрещено правилами

Во многих учебных заведениях, особенно за границей, неуставные отношения преподавателей и студентов запрещены внутренними правилами. Достаточно даже намека на нарушение, и тебя отчислят, а твоего сердечного друга уволят к черту. Поверь, любовь закончится тут же, как только вы оба окажетесь за порогом вуза.

Конечно, может так оказаться, что твой любимый преподаватель старше тебя всего на 5-10 лет и при этом еще и не отягощен семейными узами. Или даже немолод, но свободен как ветер, и вы оба точно знаете, что ваша встреча произошла не просто так. Пусть будет так! Но и в других ситуациях я не собираюсь тебя судить. Просто знай, что в девяти случаях из десяти перед тобой возникнет множество проблем, с которыми не каждый может справиться. Нужны тебе такие отношения и такой риск? А что ты вообще думаешь об этом?

«Скинул в личку член. Пошутил, что в научных целях»

В конце апреля студентка МГУ имени Ломоносова Дарья Варакина рассказала о домогательствах со стороны профессора исторического факультета Дмитрия Функа, а в мае студенты уже другого факультета старейшего российского университета — филологического — обратились к ректорату с просьбой защитить их от харассмента со стороны преподавателей, после того как несколько девушек безрезультатно пожаловались на домогательства в вузе. «Лента.ру» выясняла, насколько распространена эта проблема и почему в одном из самых престижных университетов страны пытаются уйти от ее решения.

«Профессор, которого знают по отношениям с первокурсницами»

Студенческое издание DOXA — независимое медиа, которое зародилось в стенах НИУ ВШЭ, но одной из самых громких его статей стал майский материал о харассменте на филологическом факультете МГУ. В нем было несколько анонимных историй с участием преподавателей вуза, которые в разные годы домогались студенток: приглашали заниматься в баре, на даче, целовали и обнимали без согласия и даже принуждали к сексу.

Одну из историй филфаковцы узнали сразу: речь шла о преподавателе фонетики Сергее Князеве, который был замечен в связях с первокурсницами. Выпускница филфака Анна (имя изменено по ее просьбе) рассказывает «Ленте.ру», что Князев — это именно тот профессор, которого все на факультете знают по отношениям с первокурсницами. «На своем втором курсе я узнала историю про двух девочек с первого курса, которых домогался Князев, но им никто не верил», — говорит она.

Князев и сам узнал себя в разоблачающей статье, подтвердил отношения со студентками, извинился и сообщил о намерении уволиться. «Я всегда считал, что наши отношения были добровольными. Я сознательно никогда не пользовался своим служебным положением ни в каких целях, в частности не использовал его для принуждения к чему бы то ни было», — заверил он.

На волне общественной дискуссии студенческий совет филфака провел опрос по поводу домогательств на факультете и выяснил, что 52 процента учащихся слышали о харассменте на факультете, а более 20 процентов сами оказались жертвами домогательств. Таким образом, у руководителей студсовета оказалось на руках еще 28 историй, в связи с чем они решили продолжить расследование.

Некоторые выпускники МГУ сообщили о намерении создать специальную поддержку тем учащимся, которые пострадали от домогательств. Но в то время, как одни выпускницы продолжили рассказывать истории о домогательствах, через которые прошли сами, другие причастные к университету обвинили рассказавших о харассменте студенток в заговоре. Одна из конспирологических версий гласила, что статью якобы проплатил бессменный ректор МГУ Виктор Садовничий, чтобы расформировать филфак в рамках реструктуризации МГУ, другая — что это все конкуренция филфака МГУ и школы филологии НИУ ВШЭ. Некоторые и вовсе назвали рассказавших о проблеме змеями и *** (шлюхами — прим. «Ленты.ру»).

«Готовы обсуждать что угодно, кроме того, в чем корень проблемы: в большинстве университетов совершенно не регламентируются отношения между студентами и преподавателями, нет никаких горячих линий или других способов анонимно пожаловаться на домогательства. А с ними сталкиваются многие студентки — такой опыт есть в том числе и у некоторых сотрудниц нашей редакции», — говорит в беседе с «Лентой.ру» редактор DOXA Армен Арамян. По его словам, статья готовилась несколько месяцев и дата ее выхода была связана исключительно с режимом работы над текстом.

Туда вошла лишь часть историй. Всего их было несколько десятков — про разные факультеты МГУ и даже про другие университеты. «Общаясь с респондентками, мы видели, что на филфаке отношения преподавателей со студентками — это не проступки отдельных людей, а некая норма, часть академической культуры факультета. Сексистские шутки, фаворитизм, стереотипы вроде «факультет невест», — это все создает атмосферу, в которой оказываются возможны домогательства», — поясняет он причину публикации историй именно про филфак.

«Как бы случайно клал руку на грудь или коленку»

Понятие харассмента только складывается в общественной дискуссии. «Первый вид — это физические домогательства: прикосновения, неприятные женщине, попытки ее поцеловать, завести с ней романтические отношения, несмотря на отказ, наконец, секс против воли женщины. Второй вид — психологический. Это могут быть пошлые шутки, сальные комплименты и свист вслед женщине, обсуждение ее внешности и сексуального поведения, оскорбительные жесты сексуального характера. Третий вид домогательств я называю quid pro quo («услуга за услугу»). Это может быть как физический, так и психологический харассмент, который сопровождается либо угрозами наказания для женщины, не желающей идти навстречу харассеру, либо, наоборот, обещанием награды за то, что она согласится терпеть домогательства», — пояснила в недавнем интервью «Ленте.ру» шведская исследовательница харассмента Йоханна Рикне.

«Проблема в том, что студентки сами не распознают домогательство и выгораживают преподавателей, которые этого не заслуживают. А у преподавателя создается ощущение, что ему все можно, и если ему понравилась студентка, то она должна стать его», — считает студентка четвертого курса филфака Мария Лобойко.

В 2019 году она развесила на стенах 1-го гуманитарного корпуса МГУ плакаты с высказываниями преподавателей, которые унижают женщин. Она же оказалась единственной девушкой, которая выступила в статье против домогательств на филфаке под своим именем, после чего получила скрытые угрозы от преподавателей о срыве защиты диплома 28 мая. В связи с этим она отказалась подробнее поговорить с «Лентой.ру».

Другая студентка МГУ, открыто рассказавшая о приставаниях профессора истфака, Дарья Варакина, также взяла перерыв в общении с прессой после обрушившейся на нее негативной реакции и ушла в академический отпуск. При этом она обратилась в центр «Насилию.нет» за психологической и юридической помощью, поскольку никаких механизмов урегулирования подобных конфликтов главный вуз страны не предложил. К тому же судебная практика пока не на стороне пострадавших от домогательств — им грозят иски о достоинстве и чести, которые, как правило, оказываются проигранными.

Большинство продолжает говорить о проблеме домогательств анонимно даже спустя годы после окончания вуза. «Я училась в 2000-2005 годах на историческом факультете МГУ, и тогда не было никакого понимания в принципе относительно того, как преподаватели должны относиться к студентам. На первом курсе у нас был профессор, ему было лет этак под девяносто, и он делал вид всегда, что тихо говорит и плохо слышит. На экзаменах всегда надо было садиться ближе к нему, и он как бы случайно клал руку на грудь или коленку. Когда я рассказала об этом маме, она сказала, что и в ее времена (она тоже училась на истфаке) он так делал, и посоветовала сильно не париться, потому что это «совершенно безвредно»», — рассказывает «Ленте.ру» Мария (имя по ее просьбе изменено).

Она добавляет, что на третьем курсе она встречалась с аспирантом, и все об этом знали, включая кафедру и преподавателей, но никто не видел в этом ничего ненормального. «Да и сама я вижу это только годы спустя. Сейчас этот аспирант — завкафедрой, и я точно знаю, что его жизненный путь усеян романами со студентками, с женитьбой на одной из них — такая вот милая особенность», — говорит она.

«Конечно, на факультете бывают случаи»

Другим факультетом МГУ, в стенах которого заговорили о домогательствах, стал факультет журналистики. О недопустимых отношениях преподавателей со студентками рассказала выпускница 2018 года, журналистка Юлия Лукьянова.

Она оказалась одной из немногих студенток, которые обратились лично к руководству вуза с просьбой решить проблему харассмента. По ее словам, на последнем курсе один из преподавателей позволял себе писать ей игривые сообщения в два часа ночи. Когда Лукьянова узнала, что он будет участвовать в комиссии на ее госэкзаменах, а также о том, что она не единственная, кто получает подобные неоднозначные послания, она и ее однокурсницы написали заявление на имя декана журфака Елены Вартановой с просьбой провести беседу с педагогом и сообщить об итогах по электронной почте. Заявление было передано начальнице курса, которая сказала студенткам, что передала его заместителю декана по учебной работе.

В комментарии «Ленте.ру» Лукьянова подтвердила, что ответное письмо ни она, ни ее бывшие однокурсницы так и не получили. Она добавила, что не заметила хоть какой-то реакции.

«Мы не знаем, последовала ли реакция, потому что мы не знаем имени преподавателя. Он вообще преподает еще на факультете? Вы оперируете этими вещами так легко, а для меня это большой вопрос. Кто этот человек, вы можете назвать имя? (имя есть в распоряжении «Ленты.ру», преподаватель работает на факультете — прим. «Ленты.ру») Вы же журналист или кто? Если мы с вами как журналисты будем принимать все на веру, то мы будем не журналистами, а блогерами. А блогеры ни за что не отвечают, просто несут всякую чушь», — заявил в беседе с «Лентой.ру» заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

При этом он не опроверг того, что в вузе не редкость нарушение профессиональных границ между студентами и преподавателями. «Конечно, на факультете бывают случаи, когда у преподавателей появляются отношения с текущими студентками. Я не большой сторонник этого, я считаю, что это лишнее. Это не нужно, это плохо, наверное. Но закону это не противоречит. Есть этические кодексы, которые регулируют такие вопросы в некоторых вузах. Но я не знаю, какая политика по поводу этого у моего университета. У меня пять детей от бывших студенток. Но мои отношения с ними были уже после того, как закончилось их обучение. Встречаться с текущими студентками — это хлопотно и неприятно», — отметил Засурский.

«Друг студентов, и такое устроить»

Упомянутый Лукьяновой преподаватель оказался не единственным, на домогательства которого жаловались студентки журфака. Еще одним стал педагог, принимающий зачеты у себя на даче. По словам выпускницы 2015 года (имя скрыто по ее просьбе), для получения зачета он якобы предложил студенткам подплыть к нему в озере в купальниках.

В комментарии «Ленте.ру» преподаватель, о котором шла речь, заявил, что это ложь. «Во-первых, студентки, которые об этом написали, никогда у меня не учились и поэтому не могли приезжать ко мне на дачу. Во-вторых, экзамены на даче я принимал трижды: в 2007, 2010 и 2011 годах, причем те, кто не мог или не хотел ехать, могли мне сдать зачет обычным образом в аудитории. В-третьих, у меня на даче нет озера, и, если бы я даже настолько обезумел, чтобы принимать таким образом зачет, как описывает автор комментария, то никак не смог бы это сделать (в деревне, где находится дача, действительно, нет озер, но есть три водоема — прим. «Ленты.ру»). Более того, я никогда за все время своей работы в Московском университете не занимался тем, что называется модным словом «харассмент». За последние пять лет я минимум трижды был жертвой обратных случаев. Мы все знаем, как безвестному дерьму провонять на весь мир: нужно попытаться измазать грязью заслуженного человека. Дерьмом оно после этого быть не перестанет, но славу обретет, хоть и ненадолго», — заверил он.

Выпускница пояснила «Ленте.ру», что это действительно произошло в 2011 году, и тогда она училась у этого преподавателя. «В числе одногруппниц я была приглашена на дачу, но не поехала, так как сдала зачет заранее. Когда девочки вернулись с дачи, мы с ними беседовали в столовой. Они рассказывали с явным отвращением и с нежеланием пережить эту ситуацию вновь, странным чувством: друг студентов, такой всегда заботливый, понимающий, и такое устроить. Их было человек шесть, я не думаю, что они все лгали. Но они не знали, как себя вести. Никто бы не пошел тогда в деканат. Просто подумали: ну, мужик со странностями. Тогда еще слово «харассмент» не употреблялось», — вспоминает она.

По словам другой выпускницы 2016 года, которая также попросила об анонимности, на первых лекциях он рассказывал студентам, что его «домогались сексуально», хотя его об этом не спрашивали, и даже называл имя и фамилию студентки. «Я читала их переписки, видела, как он все подчищал аккуратненько. Она не домогалась его, но в переписке он позволил ей большее , потому что видел, что интерес есть и к предмету, и к нему как мужчине. А потом он все отрицал и оболгал ее перед деканатом, сделал ее игрушкой для битья. Она похудела килограммов на 12. У нее был дичайший стресс», — рассказывает она. На запрос «Ленты.ру» указанная девушка не ответила.

При этом преподаватель любит приводить примеры своей «высокой моральности», вспоминают выпускники: например, историю о том, как на факультет приехали немецкие студенты, ему доверили провести для них экскурсии, и он специально для этого случая надел георгиевские ленты и смотрел им «прямо в глаза, чтобы они почувствовали свою национальную вину». «Но моей подруге, которая писала у него курсовую, он якобы случайно скинул в личку член. А потом пошутил, «что это было в научных целях и не ей»», — говорит одна из выпускниц вечернего отделения.

Еще одна бывшая студентка вечернего отделения называет имя знакомой, которая якобы встречалась с этим преподавателем. «Его отношение к ней было как к шлюхе. Он вызывал ее в те периоды, когда читал лекции в филиалах МГУ, они жили в одном номере, но он даже по городу с ней не гулял. Все должно было быть в тайне. Использовал ее для увеселений, а потом бросил», — вспоминает одна из них.

Сам преподаватель отказался продолжить общение с «Лентой.ру» по этому поводу.

Этот педагог — яркий, харизматичный человек, отметил Иван Засурский. «Могут говорить это из зависти, из ревности. Ведь хорошего преподавателя может любить сразу несколько девочек. Я не верю, что у нас на журфаке могут быть какие-то серьезные проблемы, потому что я знаю Елену Леонидовну . Я уверен, что она найдет способ объяснить преподавателю, если он провинился, что так нельзя делать — и так объяснить, что он передумает и остановится», — комментирует Засурский.

Опрошенные «Лентой.ру» преподавательницы факультета, которые раньше были студентками, заверили, что их лично харассмент никогда не касался, но не стали отрицать упомянутых фактов. «Мои наблюдения со стороны могут быть похожи на клевету», — заявила одна из них. Другая отметила, что была вынуждена уволиться после отказа одному из преподавателей, поскольку он начал писать на нее жалобы в деканат.

«Позиция невмешательства имеет свои плюсы»

По данным «Ленты.ру», после публикации DOXA декан журфака Елена Вартанова провела закрытое совещание с преподавателями своего факультета, на котором обсудила вопросы харассмента и попросила соблюдать границы в общении со студентами. Официально на запрос издания факультет на момент публикации не ответил.

В пресс-службе МГУ в ответ на запрос «Ленты.ру» сообщили, что в 2009 году в вузе был принят этический кодекс, который «предписывает уважать права и достоинство личности, не допускать дискриминации сотрудников, в том числе, по половому и иным признакам», а в личном поведении «не совершать действий, квалифицируемых как запугивание, преследование, вторжение в частную жизнь и оскорбление». Там также отметили, что исполнение кодекса «обеспечивается на основе нравственного самоконтроля работников и учащихся университета», но при личном обращении допускается создание этических комиссий с участием администрации, ученого совета МГУ и факультетов совместно с общественными организациями преподавателей, сотрудников и учащихся.

При этом ректорат не ответил на вопросы «Ленты.ру» о том, считают ли там проблему домогательств в вузе серьезной, требующей решения, и планируется ли создание отдельного регламента, закрепляющего принципы общения преподавателей и студентов — в частности, запрет романтической связи, пока преподаватель и студент находятся в рамках иерархических отношений, есть ли опыт получения подобных обращений и их решения, изучали ли они опыт зарубежных коллег по этому вопросу, а также получали ли они какие-либо рекомендации от министерства образования, — ведомство заявило, что ему известно о появлении открытого письма студентов МГУ, и дало негативную оценку такому поведению преподавателей.

Позиция старейшего вуза страны по поводу харассмента остается неизвестной, но частично ее можно проследить в таких решениях ректората, как привлечение к преподаванию людей, замешанных в громких сексуальных скандалах: например, депутата Государственной Думы Леонида Слуцкого, которого в 2018 году обвинили в домогательствах несколько журналисток разных изданий, — он является заведующим кафедрой международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии. Или в заявлениях преподавателей: например, декана Высшей школы телевидения МГУ Виталия Третьякова о праве «любого нормального мужчины» «класть руку на коленку и любое место» девушек или исполняющего обязанности декана филфака Андрея Липгарта о том, что никаких проверок на факультете проводиться не будет, поскольку «просто раздувается нечто из ничего, кому-то нужен хайп».

«Если у кого-то возникли претензии — это решается в судебном порядке. Поэтому какие могут быть проверки?» — сообщил Липгарт РИА Новости.

Действительно, возраст сексуального согласия в России — 16 лет, а студентки первого курса обычно старше, поэтому, согласно Уголовному кодексу, преподаватель, вступая с ними в сексуальные отношения, ничего не нарушает. Однако в развитых странах отношения между преподавателем и студентом считаются неэтичными независимо от согласия, поскольку учитель обладает над учеником административной властью, а в случае размолвок может случиться конфликт интересов.

Именно поэтому в ведущих мировых университетах пишут специальные этические политики (правила), регулирующие такие отношения. Например, в Йельском университете преподавателю запрещено встречаться со студентами, на учебу и оценки которых он может непосредственно повлиять. Если речь идет о студентах бакалавриата, с ними сексуальные и романтические отношения не допускаются вовсе, даже если преподаватель работает совсем в ином департаменте, поскольку учащиеся слишком молоды и взрослые преподаватели имеют слишком много возможностей для давления в таких отношениях. За нарушение политики вуза следует дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения.

В Оксфорде в случае возникновения каких-либо близких личных отношений между студентом и преподавателем последний должен обратиться к руководству и рассказать обо всем, чтобы специальная комиссия могла оценить, насколько эти отношения уместны. При этом в вузе также работают программы психологической поддержки ровесниками, к которым могут обратиться студенты, не доверяющие администрации: в эту службу принимают тех, кто прошел для этого специальные курсы и умеет помогать другим или при необходимости направить к профессиональным психологам.

В МГУ же подобных этических политик не существует, и далеко не каждый преподаватель видит в этом необходимость. «Я не уверен, что вариант с регистрацией отношений в отделе кадров — это хорошая идея. Это как дурацкая система электронных пропусков в Москве — просто не будет работать. Можно сделать какую-то памятку о том, что делать, если вас обижают. Но делать из этого какую-то советскую историю с парткомами, по-моему, перебор. Зачем вмешиваться, если у людей все нормально?» — говорит преподаватель факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

Даже сами студенты и выпускники университета не уверены, что МГУ стоит вмешиваться в отношения преподавателей и студентов. По данным опроса в группе «ВКонтакте» «Подслушано в МГУ», более половины — 55 процентов респондентов — считают, что такие отношения, если они добровольные, не должны регламентироваться.

Однако невмешательство университета может закончиться трагедией — как произошло со студенткой СПбГУ Анастасией Ещенко. Будучи аспиранткой, она состояла в отношениях с доцентом вуза Олегом Соколовым. Спустя четыре года, в ноябре 2019, доцент убил и расчленил ее, а затем попытался утопить ее останки в реке Мойке. Дисбаланс власти, который всегда существует между преподавателем и студенткой, мог усугубить ситуацию: Соколов был известен своими связями с ученицами, у него уже был роман со студенткой, которую он однажды избил, а первой женой была его бывшая ученица. После того как Соколов признался в убийстве, из СПбГУ его уволили. Но, возможно, если бы на неэтичное поведение доцента в вузе обратили внимание раньше, трагедии с Анастасией Ещенко можно было бы избежать.

«Люди вообще не готовы обсуждать тему отношений преподавателей со студентами, как будто это что-то сакральное. И поэтому они готовы ухватиться за любую деталь, чтобы перевести разговор в контекст правды и неправды, а не обсуждения самой проблемы», — сетует редактор студенческого журнала Арамян.

Профессор кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ Наталья Пахсарьян также полагает, что подобная риторика неуместна. «В спорах на эту тему меня неприятно поражают две группы аргументов: одна —»сами виноваты, должны были понимать, не так одевались, не так сопротивлялись». Молодые студентки, растерявшиеся и испугавшиеся при создавшейся коллизии, извините, не должны нести тот же груз ответственности, что и взрослые, обладающие властью над ними преподаватели. Вторая группа аргументов: это хороший преподаватель, талантливый ученый. И что же: ему все дозволено?» — рассуждает она.

Преподаватель Засурский считает иначе. «Бывают же молодые преподаватели, 25-30 лет, и если у них со студенткой нет общих курсов, может, это и не проблема? Нельзя, чтобы была позиция власти у преподавателя, которой он злоупотребляет. Но также нельзя, чтобы была возможность для пустых обвинений. Представьте, что вы такой преподаватель, который является неудобным для студентов. И тут две какие-то старлетки пишут на вас заявление — и все, вам конец! Так что позиция невмешательства тоже имеет свои плюсы», — уверен он.

По его словам, у студентов должна быть возможность пожаловаться кому-то — желательно, анонимно. Но после разговора с Засурским создается впечатление, что избежать ложных обвинений в сторону преподавателей — главная задача, и в идеале девушки сами должны находить такие решения, чтобы «мягко нивелировать ситуацию».

Иван Засурский: Вот по поводу историй в этой статье . Я не понимаю, девушки просто не знали кому пожаловаться, что ли?

Дарья Шипачева: Я тоже подвергалась харассменту, когда училась в МГУ на экономическом факультете, и да, я не знала, к кому можно с этим обратиться.

Иван Засурский: И как вы вышли из этой ситуации?

Дарья Шипачева: Я стала ходить на семинары к другому преподавателю.

Иван Засурский: Вот видите — вы же нашли способ мягко нивелировать эту ситуацию!

Дарья Шипачева: Да, но сейчас я бы поступила иначе. Просто мне было 16, я не знала, к кому мне идти, и мне было страшно.

Поделитесь своей историей Редакция ищет бывших и действующих студентов, которые могли бы рассказать о фактах домогательств со стороны педагогов в российских вузах. Если вам есть, что рассказать — пришлите нам свою историю Прислать историю

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *