Вроде бы все и так понятно: девушку на свидание нужно приглашать в ресторан, с друзьями лучшего всего сидится в баре, а в кафе можно заглянуть на ланч с коллегами.

Однако все чаще мы видим стирание каких-либо границ: ресторанами вдруг стали называться сети общественного питания, официанты разливают пиво в бокалы, как дорогое вино, в кафе могут устраивать ночные вечеринки, а в кофейне продавать алкоголь.

Из-за неразберихи предпринимателям, желающим открыть свое заведение, трудно выбрать направление, а посетителям — место, отвечающее всем запросам. В этой статье мы постараемся внести ясность, в чем же все-таки разница между рестораном, кафе и баром, а также расскажем о современных типах заведений.

Что говорит ГОСТ

ГОСТ по услугам общественного питания разъясняет понятия ресторана, кафе и бара, а также их основных отличий. Интерпретируя информация, получается:

Ресторан — это заведения с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, где обязательно должно быть собственное производство блюд, высокое качество обслуживания и полная сервировка столов.

За каждым столиком закрепляется официант, которые не просто приносит заказы и следит за чистотой, а дает свои рекомендации и старается решить возникающие проблемы у клиентов.

Попадая в классический ресторан, вы увидите помещение, которое значительно больше, чем у кафе и баров. Здесь, как правило, есть на несколько залов и часто — на разных этажах.

Гости приходят в ресторан не только, чтобы поесть, но и насладиться полноценным досугом.

Кафе — заведения с ограниченным ассортиментом продукции, где не только собственные блюда, но и полуфабрикаты. Алкоголя в таких заведениях либо нет, либо — в совсем небольшом количестве.

Интерьер и размеры помещения достаточно скромны. Здесь может не осуществляться обслуживание официантами, но даже если они есть, то считаются лишь посредниками между кухней и гостями, а не сопровождающими во время вашей трапезы.

Кафе, как правило, предполагает короткое времяпровождение: пришел, покушал и ушел.

Бар — заведение, оборудованное барной стойкой, где реализуется в большом количестве алкогольная продукция. Здесь может быть совсем небольшой ассортимент закусок и горячих блюд. Часто бары не имеют собственного производства и обслуживания.

Новые заведения

ГОСТ сильно обобщает, но при этом не ограничивает рестораторов в креативе и создании целых ниш в системе общепита. Поэтому с каждым годом появляются новые типы заведений: гастропабы, рестобары, арт-кафе и даже бары-кофейни. Расскажем, чем они отличаются друг от друга.

Крафтовый ресторан — это ресторан, где большая часть ассортимента алкогольных напитков — крафтовое пиво. Его производят на небольших независимых пивоварнях, и считается, что такое пиво имеет приятный терпкий вкус.

Других характерным признаком крафтового пенного напитка — высокая цена. Кроме того, обслуживание в таких заведениях тоже высоких стандартов.

Ресторан-караоке предназначен под гостей, которые любят петь. Его часто можно отнести к ночным клубным заведениям. Помещение такого ресторана имеет общий зал, но большой популярностью пользуются кабинки (комнаты) для отдельных компаний.

Клубный ресторан — это заведение, совмещающее развлекательный комплекс с «общепитом» высокого класса. Цены здесь, как правило, выше, чем в обычных ресторанах. Это обусловлено наличием большого количеств развлечений, например: ночного клуба с танцполом, концертной площадки с техническим оснащением, бильярд- и боулинг-зоны.

Рестобар очень похож на клубный ресторан благодаря регулярным выступлениям артистов. Здесь также шумная атмосфера и хорошее обслуживание. Однако не имеется большого танцпола и навороченной свето- и музыкальной техники.

Крафтовый бар — то же самое, что и крафтоваый ресторан, но размеры заведения значительно меньше, а качество обслуживания — ниже.

Гастробары (гастропабы) — бар, где особое внимание уделяется авторской кухне, и меню не уступает ресторанному. Небольшое пространство при помощи интерьера создают ламповым, домашним и уютным.

Бар-кофейня — заведение, ориентированное на кофейные напитки и десерты, но также продают алкогольные коктейли и сытные закуски.

Лаундж-бар предназначен для спокойного отдыха гостей. Здесь не включают громкую музыку, и нет большого количества мест. Атмосфера релакса создается благодаря удобной мягкой мебели, панорамным видам и расслабляющим мелодиям.

Гриль-бар — бар, в котором блюда готовятся на гриле. Меню здесь достаточно разнообразное и также может посоперничать с кафе и ресторанами.

Джаз-бар — заведение, где играет живая джазовая музыка.

Спорт-бар — бар, в котором проводят прямые трансляции спортивных событий. В залах имеются телевизоры или отдельные большие экраны с проекторами. В меню представлено множество пивных напитков и закускок к ним.

Антикафе — пространство, в котором ты платишь за пребывание: поминутно или за каждый час. Здесь вы можете выбрать из небольшого ассортимента блюда и/или принести свою еду и напитки. В антикафе всегда есть дополнительные развлечения для гостей: игровая приставка, видеокассеты с фильмами, книги, настольные игры и т. д.

Арт-кафе — это своеобразный клуб по интересам, где также можно заказать блюда и напитки из небольшого меню. Обычно такие заведения имеют тематическую направленность, например: литература, музыка или искусство. Здесь нередко проходят творческие вечера, выступления деятелей культуры с лекциями и многое другое.

Чайхана — это восточная чайная с небольшим количеством национальных блюд. Согласно традициям в чайхану приходят не просто перекусить или выпить чая, а отдохнуть и поделиться с друзьями или коллегами последними новостями.

Рюмочная — то же самое, что и бар. Этот тип заведений появился в советское время и для него характерна продажа крепких алкогольных напитков в рюмках.

Отдельный тип — рестораны быстрого питания

Во многом путаница в позиционировании заведений возникла из-за появления в России сетей быстрого питания таких, как «Макдональдс». «Бургер Кинг», «KFS» и т. д. Долгое время язык не поворачивался их называть ресторанами, однако именно такое название мы встречаем на вывесках.

Дело в том, что в Америке и Европе ресторанами называется любое заведение, где приготовленную пищу можно поесть на месте. Со временем такое маркетинговое название закрепилось и у нас, хотя, конечно, ничего общего с ресторанным обслуживанием у «Макдональдса» и ему подобных кафе нет.

Я работал в Макдоналдсе. Часть 20. Почему Макдоналдс называют «рестораном»

Друзья, я часто читаю не самые лестные комментарии в адрес ресторанов Макдоналдс, и примерно треть их них указывает, что в ресторанах готовят изысканную еду, которую разносят официанты, а Макдоналдс, так, забегалковка.

Поэтому сегодня я хочу рассказать о том, почему Макдоналдс называют рестораном.

Там, откуда пришел к нам Макдоналдс, понятие о ресторанах немного другое, чем привычное российское. В Америке практически любое заведение общественного питания, надлежащим образом оборудованное (столы, стулья, уборная) считаются рестораном. В России же это что-то помпезное, красивое, рюши, скатерти и официант в сюртуке.

Поэтому первоначальная регистрация сети Макдоналдс в России была в качестве ресторанов.

Но, как по мне, по двум причинам — общественной и юридической — с 2006 года Макдоналдс рестораном не является. Вы знали об этом? В настоящее время бывшие рестораны Макдоналдс являются предприятиями быстрого обслуживания.

Если с общественной причиной (иначе говоря — то, как в России видят настоящие рестораны) все понятно, то с юридической точкой зрения дела обстоят интереснее.

Во-первых, в соответствии с ГОСТом 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. требования к ресторанам значительно выше, чем к остальным заведениям общественного питания (наличие парковки, входной зоны, вешалок).

Во-вторых, предприятия быстрого питания отличаются от ресторанов в соответствии с данным ГОСТом именно возможностью минимизировать затраты на приготовлении блюд путем использования полуфабрикатов высокой степени готовности (замороженное мясо, картофель фри) и снизить затраты на обслуживание, а также реализовывать свою продукцию для употребления вне заведения (на вынос). Как ни крути, но эта формулировка намного больше подходит сети Макдоналдс, упрощая ей существование во всех смыслах.

В-третьих, перевод в новую форму предприятия общественного питания позволяет сети Макдоналдс существенно экономить. Если реализация еды в ресторанах облагается по ставке НДС 20%, то большая часть (хоть и не вся) еды, продаваемой в Макдоналдсе, реализуется по ставке НДС 10%.

Именно по всем этим причинам бывший «ресторан» Макдоналдс перестал им быть, но большинство людей запомнили его именно как один из первых сетевых американских ресторанов в России.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *