Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам — первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.

Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.

Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.

Новое в системе образования

Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания — негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.

Инновация — понятие широкое. В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.

На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам:

  • несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся;
  • различия в темпах развития науки и возможностей восприятия;
  • конфликт сторонников концепций узкой специализации и многостороннего развития.

Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач. Это:

  • профессиональная классификация инноваций в образовании;
  • инновационный менеджмент в образовании;

Большое значение имеют применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.

Усовершенствование обучения

Обучение — это инновационный образовательный проект. Само понятие синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть инновация.

Цель обновлений в образовании — воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.

Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:

  • изменения сути процесса;
  • создания новых способов и видов работы.

Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе — усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.

К методам модернизации относят:

  • внутрипредметные обновления — переход к новым обучающим комплексам и авторским разработкам;
  • общеметодические новшества — внедрение нестандартных, универсальных образовательных технологий, использующихся в любой предметной отрасли образования;
  • управленческие инновации — решения руководителей, направленные на повышение результативности функционирования субъектов системы;
  • идеологические разработки — нововведения, вызванные изменениями в сознании, являющиеся фундаментальной основой для остальных инноваций, так как только осознание необходимости нового ведет к появлению инноваций.

Задача инновационных технологий — качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ — формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.

Структура инноваций в образовании

Инновационные процессы в образовании — сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса — генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.

Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность — новая по форме и прогрессивная по содержанию.

Педагоги с аналитическим мышлением понимают суть процесса и видят способы для улучшения. Жизнеспособная структура — это сумма следующих элементов:

  • причина;
  • намерение;
  • проблема;
  • смысл;
  • способы;
  • результаты.

Процесс начинается с причины, затем появляется цель инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.

Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:

  • появление идеи;
  • планирование;
  • создание (освоение на практике);
  • внедрение.

Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка — учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.

Проблемы инноваций в образовании

Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация — это риск без гарантии.

Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На сегодня нововведения классифицируются как:

  • Аналоговое. Инновация основана на принципе классический метод + частное нововведение.
  • Комбинированное. Объединение образовательных блоков для получения нового подхода.
  • Ретроинновационное. Заключается в привлечении забытых методов (гимназическое обучение, лицеи).
  • Сущностное. Внедрение ранее не применявшихся инноваций.

Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:

  • воспитательной;
  • обучающей;
  • управленческой;
  • переквалификационной.

Введение изменений — это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.

Управление инновациями

Введение новшеств — это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень — режим развития.

Регулирование процесса обновления в учебном заведении — синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого — «одушевление» образования и повышение качества преподавания.

На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:

  • выполнением директив управляющих органов;
  • применением технологических и научных новинок;
  • обновлением теоретической части педагогики;
  • изучением запросов учащихся.

Регулирование процесса внедрения инноваций — многопрофильная деятельность, включающая:

  • постановку и решение стратегических задач;
  • мониторинг рисков;
  • изучение структуры и возможностей образовательного учреждения;
  • формирование пакетов инновационных предложений и пр.

При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.

Законодательство РФ

На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».

Закон об образовательных учреждениях определяет:

  • направления и задачи обновления;
  • формулирует понятие федеральных и региональных площадок;
  • утверждает порядок функционирования инфраструктуры.

Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.

Международное законодательство

Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.

Европейский союз

В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г. разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.

Великобритания

Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка новейших разработок, в том числе и в области образования. Именно с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса. Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.

Германия

Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования — определяющая роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.

Классификация инноваций в образовании

Инновационные проекты и программы в образовании появляются в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские новинки либо становятся общепринятой нормой.

Инновации классифицируют:

  • по объему новизны: как открытия или доработанные и улучшенные проекты;
  • по педагогическим объектам и категориям;
  • по масштабам: от конкретного учебного заведения до всей страны;
  • по способу авторства — индивидуальный или коллективный проект;
  • по источникам — сторонний заказ или собственное изобретение.

Без сомнений, внедрение новшеств — сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс.

Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.

Расширение опыта

Инновации — часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. А значит, данный процесс требует руководства.

Относительно учебного процесса, инновации в образовании — это обновление сути и методики обучения.

Выделяют следующие этапы процесса:

  • определение необходимости нововведений;
  • мониторинг информации;
  • разработку;
  • внедрение;
  • институализацию — применение новшества на практике длительное время.

В сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.

Направления по анализу и продвижению опыта:

  • мотивация и поощрение преподавателей по результатам обновлений;
  • объединение усилий научного и преподавательского состава для распространения накопленного опыта;
  • создание информационного ресурса для сохранения наработанных знаний;
  • применение опыта на практике.

Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.

На днях знакомый рассказал очень интересную методику «изобретательства». Как из обычной, привычной идеи сделать что-то новое.

Я решил поделиться с общественностью.

В чем суть методики

Суть в следующем. Проще объяснить на примере.

Допустим всем известная игра – футбол. Что такое футбол? Распишем подробно.

Футбол это:

  • Игра с мячом
  • Игроки бегают по газону
  • У каждой команды есть вратарь
  • Играют 11 против 11 игроков
  • Побеждает команда, забившая больше голов.
  • Ну и так далее – параметров может быть огромное количество, идея ясна.

Затем, если мы хотим из такой всем известной и привычной игры как футбол сделать что-то необычное, изобрети – мы начинаем каждый из наших пунктов менять, на что-то другое.

Например, пункт «Игра с мячом». А если сделаем не с мячом? А, например, с теннисными ракетками и воланчиком вместо мяча? Вот вам и новый вид спорта.

Или, например, меняем параметры «Игроки бегают по газону» и «Играют 11 против 11 игроков» на «Игроки бегают в зале» и «Играют 5 против 5 игроков». Вуаля! Получили мини-футбол!

Идея, думаю понята. Вместо футбола, можно взять что угодно. И таким образом изобрести что-то новое.

Мне эта идея показалась простой до гениальности. Надеюсь вам так же.

Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:

Похожие статьи


Олеся Ахмеджанова

Бизнес — это непрерывный поиск новых идей и выигрышных комбинаций. Как привлечь клиентов? Каким образом усовершенствовать продукт? Как, в конце концов, зарабатывать больше? У нас выходит тренажер для прокачки креативного мышления — «Рисовый штурм в карточках». Это 56 инструментов для мозгового штурма и поиска нестандартных идей. Делимся советами, которые помогут превратить обычную идею — в инновационную.

9 правил Майкла Микалко


Рисовый штурм в карточках
Чтобы придумать новую идею, используйте принципы Микалко: все или хотя бы один. Суть их в том, что новое — это бесчисленные вариации уже существующего. Поэтому чтобы создать новый проект, принять необычное решение, организовать процесс, нужно «играть» со знакомыми темами. Попробуйте сами.

Заменить

Чтобы придумать новое, можно заменять предметы, места, процедуры, людей, идеи и даже эмоции. Управляющая одного из кафе сети Starbucks экспериментировала, смешивая разные напитки, заменяя один другим, пока не придумала интересное сочетание. Напиток назвали фраппучино, и сегодня это совместное предприятие с Pepsi-Cola, которое стоит 500 миллионов долларов.

Комбинировать

Мыслить творчески — значит комбинировать ранее не связанные идей или предметы. Японская чулочная компания в каждую пару колготок добавляет миллионы микрокапсул витамина С и богатый минералами экстракт морских водорослей. Капсулы якобы лопаются при носке, и питательные вещества впитываются в кожу.

Адаптировать

Оригинальная мысль часто приходит после того, как мы познакомимся с идеями других. В 1956 году два брата по фамилии Джакузи, продававшие водяные насосы для сельскохозяйственных нужд, создали вихревую ванну для лечения артрита у их кузена.

До 1968 года они почти не занимались новым продуктом, а потом Рой Джакузи поместил идею в другой контекст — рынок дорогих ванн, — и наши дома навсегда преобразились.

Модифицировать

Модифицировать можно всё, что угодно: целый объект или его части. Цирк как бизнес приходил в упадок, но в 1984 году свои двери открыл Cirque de Soleil. Уговорить взрослых купить билет в цирк становилось все труднее с каждым годом. Но, модернизировав форму и сместив акцент на мастерство исполнения, Cirque de Soleil изменил смысл понятия «цирк» и попутно создал многомиллиардный бизнес.

Увеличить

Придумать новую идею можно, просто добавив что-то к предмету. Производители стандартной и дорогой туалетной бумаги поняли, что, если добавить ей запах и интересный дизайн, это повысит ее ценность. Кроме того, они печатают на бумаге рисунки, тем самым украшая санузлы потребителей.

Предложить другое применение

Если изменить контекст, то изменится и смысл. Резинки для волос производят из старых медицинских жгутов. Мусор спрессовывают и делают из него блоки для строительства или обрабатывают полимолочной кислотой. Получаются новые мешки для мусора. Опилки прессуют и продают в форме поленьев. Шлак используется как кондиционер для почвы. А нефтехимические отходы — основа жвачки для рук.

Устранить или уменьшить

Порой, чтобы получить новое, нужно отбросить лишнее. Новая лампа PID не имеет ни металлической, ни пластиковой, ни деревянной подставки. Она держится на воздушном шарике Mylar, наполненном гелием. Хотите подвесить ее пониже или повыше — отмотайте больше троса или скрутите его.

Реорганизовать

Реорганизуйте известное — увидите новое. Тамон Иваса решил по-новому взглянуть на традиционный отражатель на шоссе и понял, что можно переставить маленькие стеклянные шары, служившие зеркалами, так, чтобы они отражали свет встречных фар с любого направле-ния и в любом направлении. Правительство установило сотни тысяч отражателей Ивасы, и число аварий резко снизилось.

Поменять на противоположное

Иногда разворот точки зрения помогает увидеть то, что вы обычно упускаете. Например, Lego разработала набор для цифрового дизайна: вы создаете проект в сети, а затем она производит детали (плюс несколько дополнительных) и отправляет их вам. Вы начинаете с чертежа, а затем создаете объект из «кирпичиков».

Как это работает?

Воображение — штука классная, но мысленно проигрывать в голове концепции не так уж просто. «Рисовый штурм в карточках» помогает направить луч прожектора на вашу идею, осветить её сильные, слабые и незамеченные прежде стороны. Посмотреть на задачу под другим углом и придумать что-то новое.


Источник

Карточки можно использовать в коллективных или индивидуальных мозговых штурмах. Выбираете тему, спрашиваете себя, как это изменить, улучшить или переделать. Вытаскиваете карточку наугад и стараетесь применить вопросы к теме своих размышлений. Всё!

«Рисовый штурм в карточках» поможет в любой ситуации — будь то рекламная акция, прокачка продукта или продвижение в сети. Эти принципы навсегда изменят ваш образ мыслей и бизнес.

Обложка поста unsplash

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *