Психология юноши

Процесс перехода от подросткового периода к юношескому возрасту происходит в 14-17 лет. Юность именуется заключительным этапом детства и первым периодом взрослости.

Существует множество трактовок, возрастных периодизаций, разработанных различными авторами. Согласно одной из них, ранняя юность – этап от 15 до 17 лет, в то время как поздней юности соответствует временной промежуток от 18 до 21 года.

Социальная ситуация

Юноша все еще остается зависим от взрослых, в этом плане он еще ребенок.

Основными задачами на этом этапе становятся задачи самоопределения. Он пытается понять, кто он и кем ему предстоит стать. Ему хочется доказать свою уникальность и неповторимость.

Основное значение на данном возрастном этапе приобретает учебно-профессиональная деятельность, становящаяся ведущей. Юноша не просто продолжает учиться, перед ним остро встает необходимость выбора своего профессионального пути.

Особенности психического развития

Внимание у юноши становится произвольным. Он прекрасно овладевает приемами переключения внимания. Благодаря, волевому усилию он способен в течение длительного времени концентрироваться на чем-либо.

Память также произвольна. Возрастает объем осмысленного запоминания.

Мышление. Он хорошо умеет выделять из общего потока информации наиболее существенные положения. Может упорядочить, систематизировать, имеющиеся знания. Появляется четкое понимание общих и частных понятий.

Воображение подчинено сильному самоконтролю. Фантазия, некогда уводившая ребенка в мир грез, теперь подвергается критическому осмыслению. Хотя, в юношеском возрасте ребята склонны мечтать, обычно касательно будущего.

Словарный запас весьма богат. В некоторых случаях письменная речь находится на более высоком уровне, нежели устная.

Развитие личности юноши

Идет активное формирование образа “Я”, самосознания, т. е. системы представлений относительно себя. Стремление лучше понять собственный внутренний мир приводит к углубленному самоанализу и саморефлексии.

Юноша стремится яростно отстаивать свое личное пространство и точку зрения. Он эмансипируется от взрослых. Приобретает активную жизненную позицию, ведь в юношеском возрасте он выступает в роли носителя собственных убеждений, определенных установок, точек зрения относительно происходящего.

В системе личности выкристаллизовываются устойчивые ценностные ориентации, оформляется собственное мировоззрение. Мировоззренческий поиск неразрывно связан с социальной ориентацией личности, осознанием своей причастности к социальной общности, определением собственного социального положения и нахождением средств достижения своих целей. Появляется сознательное “итоговое, обобщенное отношение к жизни” (термин С.Л. Рубинштейна), что позволяет серьезно подойти к поиску смысла собственной жизни.

Именно в юношеском возрасте происходит реалистичное осмысление фактора времени. Молодой человек формирует жизненные планы и пытается построить жизненную перспективу.

В процессе взросления, накопления опыта межличностного общения и взаимодействия с окружающими создается более адекватная оценка себя. Хотя часто он оценивает себя несколько оптимистично, завышая представление о собственных способностях и возможностях. Мнение учителей и родителей теряет свое былое влияние.

Юность связывается с повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем, способы выражения и проявления, бьющих через край эмоций могут быть самыми разными.

В период юношества прослеживается своеобразная философская интоксикация сознания. Юношу одолевают всяческие раздумья, сомнения, что нередко мешает ему четко следовать к достижению какой-либо цели. Он пробует себя в различных видах деятельности, приобретает опыт взаимодействия с разнообразными социальными группами, так он лучше познает себя.

Этот возраст ознаменован таким часто употребляемым понятием, как “юношеский максимализм”, когда он все воспринимает только в черно-белых красках. Для него все, что укладывается в систему его убеждений, ценностей и идеалов – положительно, а то чему не находится в ней места становится отрицательным.

Общение

У юношей возрастает круг личностно-важных отношений. Они всегда имеют определенную эмоциональную окраску. В ходе межличностного общения происходит усвоение различных статусов и ролей, оттачиваются коммуникативные навыки. Именно общение позволяет почувствовать свою групповую принадлежность или ощутить потребность в уединении.

Дружба приобретает уже особое значение для юношей. Они становятся готовы к глубокому самораскрытию в общении с другим человеком, могут обнажить свои истинные переживания, и в свою очередь, способны наиболее полно познать внутренний мир своего друга, подруги.

Число настоящих друзей сокращается, в то время как количество приятелей и знакомых возрастает. Это свидетельствует о повышении избирательности в отношении выбора близких людей, тех, кому они готовы открыть себя. Ведь, в этом возрасте дружба выступает в виде своеобразной формы “психотерапии”.

Нередко юноша чувствует себя непонятым и одиноким. Это может проистекать не из-за реальной изоляции, непризнания ровесниками. Он может просто не знать, как можно наиболее полно выразить свои чувства и эмоции.

В юношестве крайне актуальной становится тема любви и установления близких отношений с противоположным полом. Возникает потребность в доверительном и неформальном общении с взрослыми. Это дает возможность молодому человеку почерпнуть множество жизненных знаний и найти ответы, на интересующие его вопросы. Однако юноши склонны держать определенную дистанцию при таком взаимодействии.

Любовь

У юношей мечты о любви, прежде всего, связаны с потребностью в установлении эмоционального контакта, в понимании. Соотношение любви и дружбы достаточно сложно соотносится между собой в голове молодого человека. Ведь, любовь, безусловно, включает в себя дружбу, но предполагает невероятную степень близости и проникновения во внутренний мир партнера. Причем, первоначально, собственные переживания, эмоции более значимы, чем сам объект привязанности.

Любовь может захватывать юношей, словно, эпидемия. Стоит возникнуть в классе одной паре, как обнаруживаются и другие влюбленные. Причем, объектом восхищения может служить одна наиболее популярная девочка или мальчик в классе.

Некоторые юноши предпочитают отгородиться от любви за маской аскетизма, т. е. подчеркнуто враждебного и презрительного отношения к чувствам.

Другой формой защиты выступает “интеллектуализм”. При этом личность склонна считать любовь бесполезной тратой времени и неинтересным, пустым занятием.

Итак, в качестве основных приобретений можно выделить:

  • мировоззрение, как систему нравственных убеждений и взглядов, в соответствие с которой человек поступает тем или иным образом;
  • совокупность социальных установок, позиций и ценностных ориентаций;
  • чувство взрослости;
  • личностное и профессиональное самоопределение;
  • в качестве доминирующих мотивов выступает мотив самосовершенствования;
  • формирование устойчивых представлений о себе и развитие самосознания.

После выхода из кризиса 17 лет юноша приобретает ценностно-смысловую саморегуляцию поведения.

Поздравления с 18-летием парня

С днем рожденья поздравляю!
Восемнадцать лет уже.
Много счастья пожелаю
И прямых дорог тебе.
Что задумал — добивайся,
Верь в мечту, стремись, дерзай.
В жизни меньше сомневайся,
Пика счастья достигай.
Пусть любовь придет большая,
Чистая и неземная.
Смело двигайся вперед,
Пусть тебе во всем везет!

Ты красавчик ― хоть куда!
Восемнадцать — вот года!
Поздравляю с днем рожденья
И желаю никогда
Не грустить, не унывать,
Веры в чудо не терять,
На опасных поворотах
Рук своих не опускать
И к своей мечте идти,
Не сворачивать с пути,
И хорошую девчонку
Рядом за руку вести.
Позитива на душе,
Заработать на Порше,
Силы, мужества, удачи
И побед на вираже!

Поздравляю замечательного парня с днем 18-летия! Желаю, чтобы этот замечательный возраст распахнул как можно больше дверей возможностей! Пусть красочными и насыщенными будут дни. Желаю невообразимых побед и достижений, множество впечатлений и открытий, крепкого здоровья, сил, мужества, стойкости и веры в себя!

Все сегодня поздравляют
С главным праздником тебя
И от всей души желают
Жить счастливо и любя.
Совершеннолетний парень —
Это новый горизонт!
Богом ты родным подарен:
И красив ты, и умен.
Будь родителям опорой,
Честен будь в своих делах!
В меру будь горячим в спорах,
Без решений второпях.
Ты не мальчик, а мужчина,
И теперь взрослее спрос.
Повод дай гордиться сыном
Тем, под чьим крылом ты рос!

Сегодня тебе восемнадцать,
И вот он — взросленья порог.
Не стоит теперь сомневаться
При выборе новых дорог.
Будь смелым и сильным мужчиной,
Надежным плечом для родных
И в годы свои молодые
Достигни вершин золотых.

Восемнадцать лет — вот юность,
Становление мужчины.
Ты в начале взрослой жизни,
Но для грусти нет причины!
Ведь прекрасен этот возраст,
Впереди все перспективы.
Стрелки жизни обернулись —
Парень стал уже мужчиной.
Ты защитник и опора,
Для семьи своей — надежда.
Будь же смелым, дерзким, гордым,
Будь счастливым и успешным!
Пожелаем мы здоровья
И друзей надежных, верных,
Чувств взаимных, ярких, нежных
И поступков в жизни верных!

Как же это так случилось?
Может быть, вообще, приснилось?
Был ребенок, был подросток.
А сегодня раз — и взрослый…
В восемнадцать твоих лет —
Все, что желаю и совет:
Долгих дней счастливой жизни
И подружки не капризной,
Радости, добра и смеха,
Легкого пути к успеху,
Приятелей обширный круг,
И чтобы был надежный друг.
Не вздумай полностью меняться,
Все лучшее должно остаться!
Будь всегда самим собой,
В ситуации любой.

Восемнадцать лет — не просто
День рождения настал.
Был вчера еще подростком,
Нынче быть им перестал.
Ты не юноша отныне,
Ты теперь попал в «мужи»:
Хочешь — едь ты на машине,
Хочешь — в армии служи!
И тебя мы поздравляем
С этим необычным днем.
От души тебе желаем
Быть удачливым во всём!

Вот тебе уж восемнадцать.
Взрослый ты уже совсем.
Поздравляю тебя с этим
И желаю между тем
Стать сильнее, здоровее,
Краше, выше, лучше всех,
Обрести во всём удачу,
Чтобы в жизни ждал успех!

Восемнадцать отмечаешь,
Сильный, статный, молодой,
В жизни многого добейся,
Мы поддержим, мы с тобой!
Невозможное возможно —
Всё по силам, так и знай.
Ведь чудес на свете много:
Путешествуй, открывай!
Среди тысячи красавиц
Ты подругу разгляди.
Много неба, солнца, лета
Ожидает впереди.
С удовольствием работай,
С удовольствием учись,
И тогда из удовольствий
Будет складываться жизнь!

Новые горизонты жизнь открывает тебе,
День совершеннолетия — важный этап в судьбе.
Кончилось детство. Что же, путь впереди далёк…
Я тебе пожелаю ровных всегда дорог,
Верных друзей, и крепкой, дружной, большой семьи,
Чтобы твоей опорой были во всём они,
Чтобы в карьере — взлёты, чтобы в делах — успех,
Чтобы звучал повсюду лишь беззаботный смех,
Чтобы мечты сбывались, цели легко брались,
«Мужество, честь и совесть» чтобы был твой девиз!

Что должен уметь человек в 18 лет? 8 жизненных навыков

«Вот поступишь в институт, пойдешь работать — станешь взрослым…» — эта присказка преследует нас все детство и юность. Равняется ли взрослости сдача ЕГЭ, поступление в вуз, устройство на работу? Далеко не у всех. Чему учить ребенка, чтобы в 18 лет он был действительно взрослым? И что немедленно перестать делать за него и для него?

Недавно, в начале осенней четверти, в Стэнфорде произошло следующее событие. Один первокурсник, уже несколько дней живущий в кампусе, получил экспресс-почтой вещи из дома. Коробки выгрузили на тротуар рядом с общежитием. Молодой человек там их и оставил: они были большие и тяжелые — одному не справиться, — и он не знал, как поднять их к себе в комнату. Потом этот студент объяснял сотруднику университета, который жил в этом общежитии и после звонка матери студента организовал помощь, что не знал, как попросить кого-нибудь помочь с коробками.

Это провал воспитания. Ребенок не приобретает жизненные навыки по мановению волшебной палочки с последним ударом часов на восемнадцатый день рождения. Детство должно быть тренировочной площадкой. Родители могут помочь — но не тем, что всегда будут готовы все сделать или проконсультировать по телефону, — а тем, что уйдут с дороги и позволят ребенку разобраться самостоятельно.

В 18 лет человек должен уметь…

Посмотрите на две ситуации, с которыми взрослый человек должен уметь справиться — это само по себе жизненный навык: 1) болезнь вне дома и 2) поломка автомобиля. Готовим ли мы к ним? Нет, не готовим.

Сьюзан — врач отделения скорой помощи в больнице, которая находится в центре Вашингтона. Девятнадцатилетние студентки — ее «самые неприятные пациенты». Сьюзан добрая и любящая женщина, мать двоих родных и троих приемных детей — всем еще не исполнилось восемнадцать. Поэтому меня немного удивил ее язвительный тон.

«Студенты в целом здоровы, а дома о них заботятся родители. В наше отделение они попадают с инфекцией верхних дыхательных путей — можно подумать, это конец света. Они очень нервничают, если не даешь им антибиотик и отказываешься госпитализировать, а это ведь всего лишь простуда — достаточно больше пить жидкости и пару дней полежать в постели».

Сьюзан рассказывает, как студентки заливаются слезами на холодном линолеуме реанимационного отделения и плачутся по мобильному об этом великом горе — вероятно, друзьям и родным. «Они вообще не умеют бороться», — говорит она.

Если вы когда-нибудь планировали путешествие на машине, то знаете, что поломки — обычное дело. Тодд Бергер — генеральный директор AAA Mountain West, отделения Американской автомобильной ассоциации, которое охватывает Аляску, Монтану и Вайоминг. То, насколько нуждаются в поддержке водители из поколения миллениума, сильно выводит его из себя.

«Дети сегодня совершенно не подготовлены», — рассказывает Тодд. Сам он родился в Монтане, владеет ранчо и воспитывает собственных подростков. Когда он говорит о жизненных навыках, столь недостающих большинству молодых людей, с которыми он теперь общается по работе, в тоне чувствуются и строгость, и усталость.

Задача Американской автомобильной ассоциации — неотложное обслуживание в дороге, а не полноценный сервис. Они заменят колесо, подзарядят аккумулятор, отбуксируют вас куда-нибудь, но не станут заниматься комплексным решением проблем с автомобилем. Тем не менее молодые водители требуют именно полного сервиса на месте.

«У них такая ментальность: „Ничего не знаю, быстро все исправьте, родители за это заплатили“. Еще мы часто замечаем, что они нам не доверяют. Приехала бригада, а они достают телефон и просят друзей на Facebook помочь с машиной. Мы не знаем, что с ними делать. Правда не знаем».

Откуда берутся жизненные навыки

Я разговаривала с родителями по всей стране, и многие признают, что проблемы с навыками есть. Они рассказывают поразительные истории.

«Дети учатся в последнем классе и не знают, как ездить на метро»;

«Если я отвезу своего подростка в город и скажу „Найди дорогу домой“, он растеряется»;

«Дочь не научилась готовить, потому что ей каждый вечер приходилось делать домашнюю работу»;

«Больше всего я боюсь, что через полтора года моя дочь пойдет в колледж. Я не знаю, как она будет вставать по утрам». Мама из последнего примера добавила, что попросила дочь саму приготовить себе завтрак. Когда та спросила, зачем, родительница ответила: «Я должна знать, что ты это умеешь».

В этом весь смысл. Мы должны знать, что они умеют.

Но как этого добиться?

Нельзя дать другому человеку жизненные навыки. Каждый должен приобрести их самостоятельно, своим трудом. Если мы не подготовим детей — и самих себя — к неизбежной минуте, когда им придется о себе заботиться, нас всех ждет тяжелое пробуждение.

Хотим ли мы, чтобы наши дети — формально взрослые, но зачастую по-прежнему дети, — поступив в колледж или начав работать, стояли в недоумении на залитом солнцем тротуаре, не зная, как отнести в комнату посылку? Неужели единственный выход — позвонить папе с мамой, чтобы они решили проблему?

Что значит быть взрослым
Есть всевозможные юридические определения «взрослости»: это возраст, когда человек может создавать семью без согласия родителей (в большинстве американских штатов в 16 лет), сражаться и умирать за свою страну (18) и пить алкоголь (21 год). Но что значит думать и вести себя по-взрослому с точки зрения развития?
Десятилетиями стандартное социологическое определение вполне отражало общественную норму: окончить школу, покинуть родительский дом, стать независимым финансово, создать семью и завести детей. В 1960 году 77% женщин и 65% мужчин достигали всех пяти пунктов к 30 годам. В 2000 году этому критерию соответствовала лишь половина тридцатилетних женщин и треть их сверстников-мужчин.
Эти традиционные вехи явно устарели. Брак перестал быть обязательным условием финансовой безопасности женщины, а дети — неизбежным результатом половой жизни. Если измерять «взрослость» вехами, к которым молодые люди больше не стремятся, далеко не уйдешь. Нужно более современное определение, и его можно найти, опросив самих молодых людей.
В 2007 году в опубликованном в Journal of Family Psychology исследовании ученые спрашивали людей в возрасте от 18 до 25 лет, какие критерии взрослости им кажутся наиболее показательными. В порядке убывания важности были названы:

  1. ответственность за последствия своих действий;
  2. общение с родителями на равных;
  3. финансовая независимость от родителей;
  4. независимое от родителей и другого влияния формирование ценностей и убеждений.

Затем респондентов спрашивали: «Как вы думаете, вы взрослый человек?». Всего 16% ответили утвердительно. Родителей участников исследования тоже опросили: стали ли их отпрыски взрослыми. Матери и отцы в подавляющем большинстве согласились с мнением детей.
На основе наблюдений за почти 20 тысячами молодых людей от 18 до 22 лет в период работы деканом я согласна с этими данными и считаю, что это проблема.

Чему научиться до поступления в вуз: 8 базовых жизненных навыков

Если мы хотим, чтобы у наших детей появился шанс выжить во взрослом мире без пуповины в виде мобильного телефона, им понадобится набор базовых жизненных навыков. На основе собственных наблюдений на посту декана, а также советов родителей и работников образования по всей стране я приведу несколько практических навыков, которые ребенок должен освоить до поступления в колледж. Здесь же я покажу «костыли», которые в настоящее время мешают им самостоятельно встать на ноги.

1. Восемнадцатилетний обязан уметь разговаривать с незнакомцами — преподавателями, деканами, консультантами, хозяевами жилья, продавцами, HR-менеджерами, коллегами, банковскими служащими, медработниками, водителями автобусов, автомеханиками.

Костыль: мы требуем от детей не разговаривать с чужаками, вместо того чтобы помочь овладеть более тонким навыком — отличить немногочисленных плохих незнакомцев от большинства хороших. В результате дети не умеют подойти к незнакомому человеку — вежливо, установив зрительный контакт, — чтобы попросить помочь, подсказать, посоветовать. А это им очень пригодилось бы в большом мире.

2. Восемнадцатилетний обязан уметь ориентироваться в кампусе, в городке, где проходит летняя стажировка, или там, где он работает или учится за границей.

Костыль: мы возим и сопровождаем детей повсюду, даже если они могут добраться на автобусе, велосипеде или пешком. Из-за этого они не знают дорогу из одного места в другое, не умеют спланировать маршрут и справиться с транспортным хаосом, не умеют составлять планы и следовать им.

3. Восемнадцатилетний обязан уметь справляться со своими задачами, работой и сроками.

Костыль: мы напоминаем детям, когда сдавать работу и когда за нее взяться, а иногда помогаем или просто делаем все за них. Из-за этого дети не знают, как расставлять приоритеты, справляться с объемом работы и укладываться в сроки без регулярных напоминаний.

4. Восемнадцатилетний обязан уметь выполнять работу по дому.

Костыль: мы не очень настойчиво просим помогать нам по дому, потому что в расписанном до мелочей детстве остается мало времени для чего-то, кроме учебы и внеклассных мероприятий. Из-за этого дети не знают, как вести хозяйство, следить за собственными потребностями, уважать потребности других и вносить свою лепту в общее благополучие.

5. Восемнадцатилетний обязан уметь справляться с межличностными проблемами.

Костыль: мы вступаемся, чтобы решать недоразумения и успокаивать задетые чувства. Из-за этого дети не знают, как справиться с ситуацией и разрешить конфликты без нашего вмешательства.

6. Восемнадцатилетний обязан уметь справляться с перепадами учебной и рабочей нагрузки в вузе, с конкуренцией, строгими учителями, начальниками и так далее.

Костыль: в трудную минуту мы вступаем в игру — доделываем задачи, продляем дедлайны, разговариваем с людьми. Из-за этого дети не понимают, что в жизни обычно не все идет так, как им хочется, и что даже несмотря на это все будет в порядке.

7. Восемнадцатилетний обязан уметь зарабатывать деньги и разумно их тратить.

Костыль: дети перестали подрабатывать. Они получают от нас деньги на все, что пожелают, и ни в чем не нуждаются. У них не формируется чувство ответственности за выполнение задач на работе, нет чувства подотчетности начальнику, который не обязан их любить, они не знают цену вещам и не умеют управлять своими финансами.

8. Восемнадцатилетний обязан уметь рисковать.

Костыль: мы прокладываем им путь, выравниваем ямы и не даем споткнуться. Из-за этого у детей нет понимания, что успех приходит только к тем, кто пробует, терпит неудачу и опять пробует (то есть упорным), и к тем, кто выдерживает неприятности (то есть стойким), а это умение складывается, когда борешься с неудачами.

Запомните: дети обязаны уметь делать все это без звонков родителям. Если они звонят и спрашивают — жизненного навыка у них не будет.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *