Почему первая сессия может стать последней? Три типичные ошибки первокурсников

По статистике, именно первая сессия наиболее богата на отчисления. Около 20% первокурсников вынуждены покинуть вуз уже после первого семестра. Причина – неумение самостоятельно организовать работу и непонимание того, что лекции и семинары – не школьные уроки, а экзамены в вузе – не школьная контрольная.

Система контроля за посещениями и результатами работы в течение семестра в вузе менее жесткая, чем в школе. При этом не каждый первокурсник обладает перспективным мышлением, не каждый готов к ответственности взрослого человека за использование (и разбазаривание) своего времени. Отсутствие «учительской розги» рождает соблазн использовать «свободное время» для личных дел, а наверстать перед сессией.

Мы попытались выделить типичные ошибки первокурсников: надежду на учебник, списанные лекции и традиционное «за ночь все успею».

Почему не хватает учебника

Огромным потрясением для большинства первокурсников становится тот факт, что учебник играет в вузе вспомогательную роль. И зубрежка перед экзаменом отнюдь не гарантирует успешную сдачу!

Школьник получает базовые знания на основе учебника, а студент сталкивается с многообразием научных точек зрений и концепций. Умение самостоятельно в них разобраться у большинства студентов появляется где-то к четвёртому – пятому курсу (а у многих не появляется вообще). На лекциях преподаватель помогает студентам логически выстроить объем знаний, дает новейшие данные, которые еще не попали в учебники.

Надо ли переписывать лекции?

Итак, без лекций никуда – ведь преподаватель по натуре такое въедливое создание, что именно то индивидуальное, что он сказал на лекции, он и попытается узнать у вас на экзамене!

Поэтому ближе к сессии студенты начинают переписывать, ксерокопировать лекции более усидчивых товарищей. Тут-то и ожидают первокурсника очередная «засада».

Каждая запись лекции на бумаге или набор на ноутбуке (сейчас распространяется и такой метод работы) является продуктом творчества человека, личной интерпретацией услышанного. У каждого студента – свои сокращения, свои опорные слова. Кстати, слепое переписывание лекций и конспектов легко различается преподавателем. В блогах преподавателей можно почитать забавные истории о тупо списанных лекциях. Например, о том, как двадцать человек подали конспекты, где использовали слово «ревантность». Ясно, что ошибся кто-то один, а остальные переписали. На другом курсе в лекциях массово использовалось слово «комунатор» вместо «коммуникатор»…

В общем, если ваш сокурсник запишет, что крокодилы прячут яйца в песок, потому что боятся отморозить, а вы спишете эту лекцию – есть шанс, что преподаватель будет ржать не над одним недоумком, а сразу над двумя.

Китайский за ночь

Сессия как нельзя лучше оправдывает цитату Рабле:

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Тем студентам, кто в течение семестра не выполнил необходимый объем самостоятельной работы, и особенно тем, кто бодро прогуливал семинары, «надышаться перед сессией» будет непросто. Вы уверены, что за три дня сможете прочитать огромный комплекс рекомендованной литературы? И не просто прочитать, но осознать, проанализировать, сравнить позиции авторов, выработать собственное мнение?

Кроме того, в последние дни декабря студент чаще всего сталкивается с такой проблемой: единственная на всю библиотеку книга, оказывается, нужна не только ему! А в интернете её почему-то нет (увы, пока во всемирной паутине успели запутаться далеко не все учебники). Ксерокс, как говорится, наш спаситель, но ведь ещё надо успеть всё это прочесть…

Что же посоветовать первокурснику, который не желает попасть в 20% отчисленных после первой же сессии? Об этом читайте в следующем посте нашего блога!

Так не поступают!

/О детях/Школа/Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Почему первокурсники «вылетают» после первой сессии

  • Из звезд – в аутсайдеры и другие проблемы выпускников
  • Журналист или физик? Все такое вкусное…
  • Имеете право сделать паузу!
  • Отстаньте от любимого чада…
  • Рекомендации родителям «вечных» студентов

Отчислиться из вуза до первой сессии. Восстановиться, сдать экзамены, отчислиться снова. Поступить еще раз. Уйти в академический отпуск. Поменять факультет. Отложить написание диплома на неопределенный срок. Почему путь к высшему образованию у одних студентов короткий и прямой, а у других напоминает извилистую горную тропу со множеством опасных поворотов, подъемов и спусков? «Сибмама» попыталась выяснить, откуда берутся вечные студенты.

Из звезд – в аутсайдеры и другие проблемы выпускников

Татьяна СИЗЫХ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы 61 Новосибирска, много лет работает учителем математики и выпустила не одно поколение одиннадцатиклассников.

– Как ни странно, сегодня многие дети заранее знают, куда будут поступать и какую профессию выберут, – рассказала «Сибмаме» Татьяна Николаевна. – Я бы связывала это с появлением обязательного профильного обучения в старших классах. Хотят школьники или нет, но после девятого класса они должны сделать выбор. У такого подхода есть и плюсы, и минусы. Многим детям в столь юном возрасте тяжело определиться. Ребенок может просто по инерции поступить на соответствующий факультет.

Впрочем, ничего страшного не случится, если студент проучится пару лет на одном факультете, а потом перейдет на другой. Другое дело, когда обучение в вузе превращается в бесконечную череду отчислений и восстановлений. Татьяна Сизых уверена: будущих проблемных студентов можно вычислить задолго до первого курса.

– Я бы назвала несколько причин, по которым ребенок может стать в будущем вечным студентом. Во-первых, к этому склонны дети, не умеющие учиться систематически: они не скатываются на круглые двойки, но прогуливают занятия, постоянно опаздывают, им не хватает терпения выполнить домашнее задание на сто процентов. Во-вторых, ребенок может учиться хорошо, но часто болеть и переживать от чрезмерной нагрузки и ответственности. Перфекционизм играет с ними злую шутку, и в вузе, где важно умение быстро усвоить материал, они теряются.

” — В группе риска одаренные дети. Им не нужно прикладывать усилия и трудиться, они и так звезды. До какого-то момента это срабатывает, а потом начинаются проблемы, ведь запас знаний иссякает. Иногда переломный момент наступает еще в школе.

— Подключаются родители, ребенок вроде бы учится, но посещает когда-то любимые уроки уже без всякого удовольствия – такой сценарий не редкость, к сожалению. Другой вариант – в статусе подающего надежды таланта ребенок благополучно оканчивает школу, но в вузе попадает в компанию таких же звезд: знания, которые в родной школе восхищали всех педагогов, у вузовских преподавателей не вызывают никакого восторга. Необходимо переходить на новый уровень и отвоевывать место под солнцем среди таких же талантливых студентов, как ты сам. С этим справляются далеко не все. В-четвертых, в отдельную группу я бы выделила «компьютерных» детей. Они просиживают за онлайн-играми ночи напролет, а утром родители просто не могут поднять их и отправить в школу. К старшим классам ситуация только усугубляется, речь уже идет о полноценной зависимости.

Рецепт, по мнению Татьяны Николаевны, прост и банален: необходимо с юного возраста вырабатывать привычку к учебе.

– Наверное, нужно не столько опекать, сколько прививать ответственность, понимание того, что учеба требует усилий. Ранний подъем, посещение всех уроков, выполнение домашних заданий – без всего этого никак не обойтись.

Журналист или физик? Все такое вкусное…

Людмила Викторовна БУДНЕВА, старший преподаватель кафедры древних литератур и литературного источниковедения гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, за 24 года работы в приемной комиссии абитуриентов видела самых разных. В вечных студентов, по ее мнению, превращаются немногие.

– Скорее всего, подобное поведение связано со страхом перед будущим, с невозможностью определиться. Не думаю, что таких студентов в НГУ больше, чем 1%. На наших гуманитарных специальностях они практически вообще исчезли, за пять последних лет никого не припомню. Возможно, это связано с тем, что мест бюджетных мало. Возрастных ограничений для поступлений в стране сейчас нет, поэтому поступать можно сколько угодно, а вот с предоставлением академического отпуска все строже, тем более по семейным обстоятельствам. Отпустить тебя отпустят, но бюджетного места, с которого ты ушел, потом может уже не оказаться. Даже по здоровью два раза подряд могут не дать. Вот с декретными отпусками никто не ограничивает.

Чем же заканчивается череда уходов и возвращений? Возможны варианты. Кто-то, не выдержав, бросает учебу, а кто-то все-таки получает диплом.

– Знаю пару случаев, когда студент все-таки доучивается, – рассказала Людмила Буднева. – Бывает, что уходят лет на пять, а потом возвращаются, чтобы защитить диплом. Но это уже когда остается полшага до окончания. Есть еще те, кто постоянно меняет специальности, то есть сначала человек поступил на математику, потом на физику, потом на факультет информационных технологий. И в таком случае тоже заканчивают.

” — У меня в этом году студентка после двух успешных курсов журналистики поступила на механико-математический факультет. И в ней я уверена, она дойдет до конца.

Имеете право сделать паузу!

О правовой стороне вопроса «Сибмаме» рассказала юрист, независимый консультант Анна Полетаева.

– Согласно п. 11 ст. 58, п.п. 2 п. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», студент может быть отчислен, если он не успевает осваивать программу вуза и не выполняет учебный план. Кроме того, это возможно, если выяснится, что были представлены поддельные документы при поступлении. Третья причина – студент нарушает установленные вузом правила. Например, устав, правила внутреннего распорядка или проживания в общежитии (п. 4 ст. 43 Закона об образовании).

Порядок отчисления каждый вуз определяет сам, говорит Анна Полетаева.

– Что касается процедуры и условий восстановления, если отчисление произошло по инициативе учебного заведения, они определяются его локальным актом (п. 2 ст. 62 Закона об образовании). Если же студент отчислен по своей инициативе, он может восстановиться в течение пяти лет после отчисления при наличии свободных мест. При этом все прежние условия обучения за ним сохраняются (п. 1 ст. 62 Закона об образовании).

К сожалению, получить высшее образование в России бесплатно можно только один раз – об этом недвусмысленно говорит п. 3 ст. 5 всего того же Закона об образовании. Поэтому отчисленный студент может поступить в другое учебное заведение снова. Однако, напоминает юрист, стоит помнить, что результаты Единого государственного экзамена действительны в течение лишь четырех лет, согласно п. 2 ст. 70 Закона об образовании.

” Взять паузу и отложить гранит науки на потом поможет академический отпуск.

– Если по каким-либо обстоятельствам студент не успевает изучать программу, он вправе взять академический отпуск, – сообщила Анна Полетаева. – Об этом говорится в приказе Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся».

Отчисляться, восстанавливаться и поступать снова без оглядки на сроки могут себе позволить только девушки, над юношами дамокловым мечом висит служба в армии.

– Об отчислении вуз уведомляет военкомат, и парни призываются на службу в армии, – рассказала Анна Полетаева. – Но они имеют право на отсрочку. Отсрочка предоставляется только один раз, если юноша находится в академическом отпуске или восстановлен в прежнем образовательном учреждении (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Повторную отсрочку можно получить, если студент в пределах срока обучения сможет поступить в аспирантуру.

После армии можно поступить еще раз или восстановиться для обучения. Ведь служба длится всего год (пп. д. п.1 ст. 38 Закона о воинской обязанности), а срок на восстановление определен в пять лет.

Отстаньте от любимого чада…

Юлия Кроха, клинический психолог психотерапевтического центра «Беркана», полагает, что причин у затяжного студенчества может быть несколько.

– Во-первых, ребята откровенно не тянут программу того вуза, куда они поступили. Понятно, что мехмат НГУ удается закончить далеко не всем выпускникам СУНЦ НГУ, что уж тут говорить о студентах с гораздо более слабой базовой подготовкой.

Во-вторых, молодой человек или молодая девушка очень тревожны и/или депрессивны, с низкой самооценкой, им кажется, что они не справятся с сессией. В ряде случаев так действительно и происходит. Они берут академотпуск, а потом возвращаются или не возвращаются к учебе.

В-третьих, вуз не соответствует выбору жизненному пути молодого человека/девушки. «Поступил, потому что друзья поступили», «отправил результаты ЕГЭ в несколько вузов, пошел туда, куда приняли», «поступил, а потом понял, что мне это не интересно», «главное – чтобы в армию не забрали» – вот далеко не весь перечень аргументов, которые могут привести такие студенты.

” Бывает, что выбор вуза сделан родителями. И тут не важно, какой была мотивация – чтобы наследник продолжил семейную традицию или «программисты сейчас очень востребованы».

Рекомендации родителям «вечных» студентов

– Важно обозначить временные и финансовые границы, – говорит Юлия Кроха. – Например, «мы готовы содержать тебя год в твоих поисках себя, потом – справляйся сам». Или, если ребенок учится платно, но хочет поступить в другой вуз, он сам зарабатывает на обучение. Или папа и мама добавляют 50 % от стоимости учебы. Рекомендация номер два – забыть о том, что высшее образование гарантирует наличие работы и профессиональную востребованность. В современном технологическо-информационном мире все так быстро меняется, что мы не знаем, что будет через 5–10 лет, что уж там говорить о временной перспективе в 30–40 лет.

Родителям важно разобраться и со своими собственными чувствами, понять, почему так важно, чтобы ребенок получил высшее образование, считает Юлия Кроха.

– Что такого страшного произойдет, если он останется без диплома? Как это повлияет на ваше самоощущение как родителя? Что изменится в ваших отношениях с ребенком? Попробуйте найти ответы на эти вопросы. И, пожалуй, самая сложная рекомендация – не давить, не устраивать разборок, не взывать к здравому смыслу и совести. Отстать уже от любимого чада и заниматься собственной жизнью.

Ну а мы, в свою очередь, желаем родителям — спокойствия, а первокурсникам — успешной учебы!

17.08.2017 Мария Тилишевска

Отчислили с 1 курса

Здравствуйте.

Согласно ст. 62 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено. Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.
Таким образом, если студент был отчислен за академическую неуспеваемость, то восстановление осуществляется по правилам образовательной организации. Необходимо обратиться в образовательную организацию (деканат вуза) с заявлением о восстановлении, там же уточнить порядок восстановления и сроки издания приказа. При этом стоить иметь ввиду, что документами образовательной организации может не предусматриваться восстановление на первый курс на первый семестр. Если студент был отчислен по собственному желанию, то восстановить обязаны при наличии свободных мест. Обязательно уточните какая формулировка отчисления была в приказе.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *