О чем фильм «Мальчик в полосатой пижаме»

«Мальчик в полосатой пижаме» — душераздирающая драма режиссера Марка Хермана. В основе фильма лежит история дружбы еврейского мальчика и сына коменданта концлагеря, изложенная в одноименном романе Джона Бойна, который в 2007 году стал мировым бестселлером. Война — это всегда трагедия, но ничто не заставляет так сильно сжаться сердце, как присутствие на войне детей. Но это не просто очередной фильм о Второй мировой. Это уникальная история, в которую автором книги и создателями кинокартины был заложен особый смысл. Какой? Давайте разберемся.

О чем фильм «Мальчик в полосатой пижаме»

Главным героем картины является восьмилетний мальчик по имени Бруно, который вынужден покинуть родной Берлин и вместе с семьей перебраться в небольшой немецкий городок. Причиной переезда становится повышение отца мальчика. Теперь Бруно сын одного из руководителей концентрационного лагеря. Этот городок не нравится мальчику, так как там скучно, мрачно и уныло. Даже нет сверстников, чтобы играть во дворе. Вскоре Бруно находит что-то странное — поселение, в котором на всех жителях надеты полосатые пижамы. Пропаганда сильно влияла на граждан Германии, поэтому Бруно видел немало идеологических фильмов. На их основе он сделал вывод, что люди в пижамах живут на своеобразной ферме, где они работают и живут во вполне благоприятных условиях, где их свободу ничто не ограничивает. От нечего делать герой часто прогуливается у забора этой «фермы» и во время одной из прогулок знакомится с мальчиком по имени Шмуэль, который является его одногодкой. Дети начинают дружить, общаются, играют в шашки через забор. Отец Бруно не поддерживает поступки сына, и мальчику приходится скрывать свои прогулки к лагерю. Но не только немецкие дети ничего не знают об истинных ужасах войны. Мать Бруно часто жалуется на непонятный запах в городке. Когда она узнает, что так пахнут сжигаемые в крематориях тела, то решает немедленно забрать детей как можно дальше отсюда. Бруно идет на встречу с другом, чтобы попрощаться. Но у Шмуэля случилась беда — исчез папа. Бруно понимает, что не может оставить друга в таком положении. Через подкоп он проникает за забор и переодевается в полосатую пижаму. Мальчик начинает понимать, как сильно отличаются его мысли о «ферме» и реальное положение вещей. Подбадриваемый Шмуэлем, Бруно продолжает поиски пропавшего отца. Когда родители Бруно бьют тревогу о пропавшем сыне, тот вместе с другом и другими узниками погибает в газовой камере.

Смысл фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

Эта трагедия прежде всего о том, какая страшная и безжалостная вещь — война. Она не щадит ни одну из сторон, ни детей, ни взрослых, ни военных, ни гражданских. За тысячи лет истории люди так и не вынесли главный урок: нет ничего хуже войны. Но есть вещи сильнее ее. Это свет детской души, ее благородство и чистота порывов. Бруно и Шмуэля сблизили возраст, одиночество и детская наивность. Но их дружба оказалась настолько крепкой, что Бруно рискнул шагнуть в неизвестный мир и не отступил, даже когда узнал его истинную сущность.

Важно обратить внимание, что это дружба не просто свободного мальчика с заключенным. Это дружба немца и еврея. Одним из посылов фильма является осуждение разделения людей на высших и низших по национальному признаку. С помощью пропагандистских фильмов Гитлер смог убедить свой народ в том, что все без исключения евреи несут зло и мешают построению их великого государства, в котором у всех все будет хорошо. Маленький Бруно хоть и воспитывается в условиях идеологии, не спешит слепо ей верить. Сначала он опасался Шмуэля, но потом понял, что тот совершенно безопасен и начал подвергать критике слова и действия домочадцев. Показательным персонажем выступает и мать Бруно Эльза. Она ничего не знала об ужасах, которые происходят недалеко от их дома, о том, что за дым идет из труб. А когда ее муж начал приводить доводы, она осталась верна убеждению, что нельзя построить счастья на чужом несчастье. Таким образом фильм показывает нам, что не все немцы являлись фашистами и что они в каком-то роде также жертвы — жертвы тотальной промывки мозгов. Взять хотя бы сестру Бруно. Она оставила своих кукол в подвале и украсила стены плакатами с нацистской символикой в предвкушении лучшего будущего.

Главным героем стал именно ребенок из-за детского стремления понять, где добро, а где зло. Вместе с ним зритель должен посмотреть на ситуацию с третьей стороны и понять, что везде есть хорошее и плохое, что в самой страшной войне за историю человечества пострадали все. Что самым страшным монстром на планете является сам человек. И нет никого благороднее человека.

Ищите нас здесь

Смысл финала фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

Нет ничего хуже фильмов с плохой концовкой. Но при всем желании было бы лицемерно дать такой истории счастливый финал. Потому что в итоге война не щадит никого. Даже сын одного из руководителей концентрационного лагеря не смог спастись от ее разрешающей силы. Из фильма мы должны вынести такой урок: нет ничего ценнее мирного неба над головой и надежного друга рядом; нет ничего ужаснее слепой ненависти, уверенности в своем праве вершить судьбы.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Отправить оценку

В дом эта книга попала совершенно случайно. Маленький аккуратный томик – очень удобный, карманного формата. На обложке – два мальчика, разделенные колючей проволокой. Возраст, одиночество и детская наивность – то, что объединяет немца Бруно и еврея Шмуэля и помогает им дружить, невзирая на проволоку.

В первый заход Феде роман категорически не понравился. Добравшись до конца текста, он недовольно заметил, что в нем многое непонятно, и кончилась история, в общем-то, тоже ничем. И тут Федя по-своему прав, потому что в этом и есть интрига: в книге нет четких объяснений и выводов, и черное с белым могут запросто меняться местами. Точно так же главный герой, Бруно, не понимает, что происходит вокруг: родители отвечают уклончиво, важные темы обсуждают за закрытыми дверями, домработница что-то не договаривает, со старшей сестрой Гретель общаться вообще невозможно. Что делать в такой ситуации маленькому девятилетнему ребенку (в фильме Бруно еще младше)?

Федя, как и Бруно, терялся в догадках, кто такой господин Фурор, который возлагает большие надежды на папу? И зачем папа учит Бруно и Гретель приветственно вскидывать руку и произносить два слова, смысл которых мальчику неясен? И правильно выговаривать имя своего начальника – «ФЮ…» – до «фюрера» автор деликатно не доходит, ограничиваясь узнаваемым первым слогом. Нет объяснений и месту, куда семья переехала из Берлина – к недовольству всех, кроме папы. Что за загадочная точка на карте: Аж-Высь? Название печально знаменитого концлагеря Аушвица, он же Освенцим, ни разу не упоминается в книге.

Киноверсия «Мальчика в полосатой пижаме» перед показом детям прошла у нас через жернова семейного ценза. Думаю, киноакадемики премии «Оскар» проводят свои обсуждения с меньшим рвением и азартом. Основной аргумент «против» – зачем показывать мальчишкам жестокую реальность, которая может их шокировать? В мире и без того хватает негатива. Кино без хэппи-энда не оставляет надежды зрителю. Аргументы «за» отстаивали позицию, скорее, интуитивно, в слепой вере, что если мы с детьми пройдем эту экранную историю вместе, плечом к плечу, то они всё поймут правильно.

Кино расставило все на свои места. Федя сказал, что фильм ему понравился больше – я думаю, большую роль сыграло то, что кино мы смотрели втроем, и где-то я могла комментировать происходящее на экране. Большая благодарность британскому режиссеру Марку Херману за эстетику съемки – тонкую и пронзительную. Но это я знаю сейчас, а тогда, во время просмотра, у меня в голове пульсировал единственный вопрос: правильно ли я делаю, что показываю это своим мальчикам? А если теперь им будут сниться кошмары? А чего стоили полные ужаса глаза восьмилетнего Вани, когда он видел, как Бруно спокойно переодевается в полосатую робу и лезет к другу под проволоку… Несколько раз я предлагала остановить фильм, но завороженные мальчики, как кролики перед удавом, не давали выключить экран.

В картине Марка Хермана ничего не показано в лоб, напролом. Вот камера задерживается чуть дольше, чем нужно, в темном подвале, на сваленных в углу куклах Гретель. Куклы почему-то все голые, и от этой неподвижной, бездушной пластмассовой груды веет ужасом, который Федя и Ваня еще не чувствуют. «Гретель, там твои куклы!» – «Они мне больше не нужны…» Тихий и молчаливый слуга Павел, спасающий поцарапанную коленку Бруно: «Вообще-то я врач. Когда-то у меня была практика…» – и взгляд, полный предательской влаги. Но Павел улыбается, и от его доброй улыбки слезы наворачиваются уже у меня. «Кто эти люди?» – «Они – евреи». – «Что такое евреи?» – «Ну, они не такие, как мы. Мы – другие».

Ваня замечает, что «это как в «Ромео и Джульетте» – дети дружат, а их семьи никогда не смогут помириться. Откуда у него это в голове, не знаю – до старика Шекспира мы еще точно не доходили. Неожиданная идея – сравнить драму Монтекки и Капулетти с фашистско-еврейским противостоянием.

Кино добавило объема и яркости прочитанной книге и дало повод перечитать роман еще раз. И еще оно породило массу детских вопросов, которых раньше не возникало.

После «Мальчика в полосатой пижаме» мы с мальчишками долго говорили. И теперь я уверена, что главная ценность фильма (и, конечно, книги) – эти возникающие вопросы. Мы обсудили разные национальности: Ваня вспомнил одноклассника с грузинской фамилией, а я – уникального олимпийского чемпиона, корейца Виктора Ана. Вспомнили благороднейшего Януша Корчака. Проговорили то, что нельзя поднимать себя над другими, руководствуясь только лишь происхождением. До сих пор у нас как-то не находилось повода для таких непростых тем.

Хотя нет, был повод: недавно кто-то из мальчиков прокомментировал спортивную телепередачу: «О, китаёза побежал!» Что-то я тогда ответила – так нельзя, мол, это оскорбительно. Людей нельзя обижать за национальность, которая кажется тебе, возможно, смешной. Понимаю, что словечко принесено из школы, и это один из самых безобидных эпитетов, которые я порой слышу из «школьного набора».

Вот еще Федины мысли по ходу сюжета: «Самый страшный момент – это, конечно, когда Бруно и Шмуэль попадают в камеру и за ними закрывается дверь. А еще – когда немецкий лейтенант избивает Павла, и никто из семьи не вмешивается. От их папы уже нельзя ждать ничего хорошего, это понятно, но все остальные ведут себя, как предатели. И дымящие трубы печей – это тоже ужасно. Бруно было бы очень тяжело жить, если бы он знал, что его папа сжигает людей в печи. Наверное, вообще тогда невозможно жить».

Наблюдательный Ваня спросил, «какой газ немцы использовали и что за порошок сыпали в трубу камеры?». Тут я была, признаюсь, некомпетентна. Про порошок «Циклон-Б», который при соприкосновении с кислородом принимает газообразное состояние, узнала уже после фильма. У этого адского изобретения есть своя горькая тайна: ученый, разработавший газ, лауреат Нобелевской премии, погиб в эмиграции после прихода Гитлера к власти, а часть его родственников приняли мучительную смерть в нацистских лагерях.

И все же, можно ли предлагать «Мальчика в полосатой пижаме» юным и ранимым читателям? Моя хорошая знакомая, живущая в Израиле с двумя детьми, рассказала, как местным подросткам в школе рассказывают о Шоа – истории катастрофы европейского еврейства: «Дети узнают об этом в полной мере в 6-м классе, а в 7–8-м их везут в Польшу в лагеря. Едут обязательно с психологом, потому что для школьников это всегда шок. Своему десятилетнему сыну книгу я пока не дам: мне думается, ребенку сложно представить масштаб того, что происходило…»

А для себя я решила, что знакомить с «Мальчиком в полосатой пижаме» детей можно, но с обязательным условием – участием взрослого, который сможет ответить на все возникающие вопросы. И еще: найти правильный ответ не всегда было просто.

Мария Костюкевич

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *