Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Индекс материала

Сборник практических заданий по психологии

Тема 6-15

Все страницы

Страница 1 из 2

Введение

Профессиональная подготовка студентов в свете новой системы высшего образования Российской Федерации должна ориентироваться на удовлетворение и формирование образовательных потребностей личности обучающегося. При этом особое внимание должно уделяться становлению профессиональных качеств студентов, развитию их интеллекта и творческого мышления.
В связи с этим государственный образовательный стандарт для педагогических и психологических специальностей включает курс общей психологии. Целью данного курса является формирование теоретических знаний, а также практический умений и навыков.

Основными задачами курса «Общая психология» является организация познавательной деятельности по овладению научными психологическими знаниями и формированию практических умений и навыков, развитие психологического мышления, творческих способностей и психологической культуры будущих специалистов. Конкретными задачами курса является формирование знаний по основным разделам психологии, включающим знание категорий психологии, индивидуальных особенностей личности, закономерностей общения и взаимодействия людей.
Овладение психологическими знаниями должно происходить не только в процессе аудиторных занятий, но и в результате самостоятельной работы студентов. Данное пособие способствует формированию навыков самостоятельной деятельности и помогает студентам использовать свои знания и умения в дальнейшей профессиональной деятельности при решении различного рода психологических задач.
В результате изучения курса психологии и выполнения практических заданий студенты должны знать:
— предмет, методы и основные категории психологической науки;
— закономерности формирования и психического развития личности;
— основные компоненты психологической структуры личности;
— место и значение познавательной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а также характера, способностей и самосознания в структуре личности и деятельности;
— основные закономерности и виды человеческой деятельности;
— закономерности общения и взаимоотношений людей.
Должны уметь:
— правильно ориентироваться в психологии окружающих людей;
— владеть приемами самоуправления и саморегуляции, позволяющими в максимальной степени реализовывать свой личностный потенциал;
— анализировать психологические ситуации и находить способы их разрешения;
— давать психологическую характеристику конкретной личности;
— устанавливать деловые и межличностные контакты и строить оптимальные взаимоотношения с другими людьми.

Данное методическое пособие построено в виде практических заданий для самостоятельной работы студентов, направленных на отработку психологических знаний, полученных в курсе «Общая психология». Оно включает в себя изучение предмета и задач психологии, методов научно-психологических исследований, отраслей психологии. Основная часть пособия содержит задания, направленные на изучение психологических особенностей индивида, личности и индивидуальности. Пособие содержит задания, направленные на изучение основных закономерностей, структуры и видов человеческой деятельности и общения. Большое внимание направлено на изучение познавательной сферы, в которую входят такие психические процессы как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.
Пособие содержит также практические задания, предназначенные для отработки психологических умений и навыков студентов. Они могут быть использованы в ходе семинарских занятий, а также в период прохождения педагогической практики.

Тема 1. Предмет психологии. Отрасли и методы психологии

1. Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения.

2. Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:
а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

3. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных ситуациях.

4. Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:
а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.
б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.
в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.
г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.
д) Определить темперамент человека по особенностям поведения.
е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.
ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.
з) Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.
и) Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.
к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

5. Приведите примеры конкретных задач, которые решают различные отрасли психологии.

6. Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях
а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.
б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.
в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.
г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.
д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.
ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.
з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.
и) Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.
к) При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.

Литература

Тема 2. Ощущения и восприятие

1. Вспомните несколько особенно ярких впечатлений из вашей жизни. Какие образы появляются у вас в сознании: зрительные, слуховые или какие-то еще? Опишите все те ощущения, которые у вас возникали в это время.

2. В какой из ситуаций имеет место ощущение:
а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.

3. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений .

4. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.
в)Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.
г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.
д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.
е) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.
ж)»Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л.С. Выготскому.
з) Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как крас­ный цвет, звук флейты — синий.
и) Установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.

5. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заклю­чен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем пере­водит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?

6. На картине изображено красное яблоко, лежащее на белой та­релке. Вы внимательно рассматриваете картину в течение примерно 30-60 сек., а потом переводите взгляд на белый лист бумаги. Какого цвета будет яблоко в возникшем перед вами последовательном образе?

7. Если вы можете заметить разницу между 10 и 11 кг, то какой минимальный вес (в килограммах) вы смогли бы отличить от 50 кг?

8. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:
а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
ж) з) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.
к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.
м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.
н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

9. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.

10. Чем объясняются описанные иллюзии:
а) Иногда у водителей автомобилей или летчиков возникает иллюзия: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.
б) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.
в) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?
г) Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение.
д) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Литература

Тема 3. Внимание

1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в мате­риале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:
а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновремен­но записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле­передачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

5. Во время учебного занятия проведите диагностику произвольного внимания у соседа по парте. Для диагностики концентрации внимания можно использовать следующую методику. В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках пустого квадрата в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках заполненного квадрата. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом бланке делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.

6. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:
а) с низкой концентрацией
б) с хорошим распределением
в) с плохим переключением.
Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.

7. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддер­жания им следует помнить?

8. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

9. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.
б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».
в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.
г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».
д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.

Литература

Тема 4. Память

1. Приведите примеры проявления различных видов памяти в жизненных и профессиональных ситуациях (по разным классификациям).

2. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.
в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.
г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.
д) Мама посылает сына в магазин, перечисляея ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.
е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.
ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.
з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
и) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
к) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
л) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.
м) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

3. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью.
б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.
в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.
г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.
д) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.
Е) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

4. Проведите диагностику объема кратковременной зрительной памяти. В течение 20 сек. продемонстрируйте испытуемому таблицу, затем уберите ее и после этого попросите его записать на бланке те числа, которые он запомнил.

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

5. Проведите диагностику объема кратковременной слуховой памяти. Разбейтесь по парам. Зачитайте по очереди друг другу набор из 10 слов. Воспроизведенное сразу после прочтения количество слов составляет объем кратковременной памяти испытуемого.

6. Приведите примеры использования приемов запоминания и воспроизведения информации.

7. Школьнику необходимо через неделю воспроизвести достаточ­но большой текст на иностранном языке. В день, предшествующий испытанию, он принимается за дело и, хотя учит текст с 15.00 до 23.00, воспроизвести его не в состоянии. Какая помощь родителей будет в данном случае наиболее полезна:
а) Объяснить, что текст надо заучивать не целиком, а по частям.
б) Рассказать о целесообразности распределения повторений во времени.
в) Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, прини­мая во внимание явление реминесценции.
г) Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, так как при этом удастся избежать ретроактивного торможения.

8. Напишите рекомендации о том, как можно использовать закономерности памяти в учебной и профессиональной деятельности.

9. Определите причины забывания в каждом из следующих примеров.
а) Вчера вечером мальчик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить третью строчку.
б) Девушка так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.
в) Новый сотрудник пришел на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Однако ему никто не говорил, что вечер будет официальным.
г) Накануне вечером девушка смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не может вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.

Литература

Тема 5. Мышление

1. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

2. В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:
а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.
б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.
г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные виды мышления (по различным классификациям).

4. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
л) Решение учебной задачи новым способом.

5. Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).

6. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам — найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

7. Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной?
A. Часы бывают электронные, механические, настенные, на­польные.
Б. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.
B. В зависимости от содержания хранящегося в памяти мате­риала различают следующие ее виды: образную, словесно-ло­гическую, эмоциональную и двигательную.
Г. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.

  1. 16; 8; 4; 2; 1; 0,5
  2. 1, 4, 9, 16, 25, 36
  3. 21, 18, 16, 15, 12, 10
  4. 3, 6, 8, 16, 18, 36

Оценка производится по времени, затраченному на решение, и по правильности ответов. Если времени требуется меньше пяти минут и нет ошибок, то это хороший уровень, если затрачивается больше пяти минут и допускается 1 ошибка – средний уровень развития логического мышления, 2 – 3 ошибки – низкий уровень развития логического мышления.
Ключ в конце текста пособия.

9. Напишите рекомендации о том, как в учебной деятельности ориентироваться на особенности мышления детей различного возраста.

9 психологических вопросов, которые помогут вам «прочитать» человека

  • 66 10 55 33k

    Как популярные актеры современности изменились с момента своих первых значимых ролей

  • 89 3 103 30k

    22 нереально крутых офиса, в которых хочется не то что работать — остаться жить

  • 247 4 144 55k

    14 доказательств того, что Япония — страна из другой вселенной

  • 63 4 644 19k

    35+ бесплатных интернет-курсов, которые оценят даже те, кто устал от бесконечной гонки за саморазвитием

  • 82 40 74 21k

    «Перестать жрать и заняться спортом — это просто только на словах». Почему не стоит осуждать полных людей за слабость

  • 157 10 60 65k

    14 человек вспомнили щекотливые случаи, которые вызывают гомерический хохот у всех, кроме них

  • 130 13 63 43k

    18 дизайнеров, которым надо давать молоко за вредность. Их вредность

  • 212 7 69 82k

    17 человек, к которым удача повернулась совсем не тем местом

  • 140 14 84 42k

    10 бестактных вопросов, которые давно стоит запретить на законодательном уровне

  • 115 19 97 66k

    11 особенностей внешности, которые большинство женщин считают недостатками. Как выяснилось, очень даже зря

  • 179 4 81 35k

    15 человек, которые с иностранным языком только на «вы»

  • 63 3 67 103k

    14 странных особенностей чешского менталитета, которые приезжие прочувствовали на собственной шкуре

  • 64 5 56 69k

    12 актеров второго плана, которые наглым образом переиграли главных героев

  • 67 0 704 34k

    16 мини-сериалов, которые смотрятся на одном дыхании

  • 96 13 40 51k

    19 знаменитых женщин, которые стареют фантастически красиво

  • 76 4 55 20k

    Голубь, который не может летать, встретил щенка, который не может ходить. Так они стали друзьями навеки

Психологические упражнения

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

Подведение итогов упражнения:

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель: Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время: 15–30 минут

Размер группы: 12–20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»

Цель: Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале Trenerskaya.ru

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

TRENERSKAYA.RU — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе «Упражнения для тренингов».

Мы рекомендуем вам, прежде всего, такие психологические упражнения:

  • Упражнение «Светофор»

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

  • Упражнение «Вчувствование»

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям, технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

  • Упражнение «Суд»

Очень действенное и «глубокое» упражнение, способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием. Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки, испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

  • Упражнение «Я отлично умею»

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом, так и основным тематическим упражнением.

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов. Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

  • Упражнение «Вижу цель, не вижу препятствий»

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Интересные тесты

Очень интересные тесты. Я их выполняла, так даже удивлялась иногда!

На их выполнение конечно уйдёт немного времени, но, поверьте, это того стоит!!!

ВОПРОСЫ:
1.Расположи этих животных в зависимости от твоего отношения к ним (начни с того, что больше нравится): Корова, Тигр, Овца, Лошадь, Свинья.
2.Напиши по одному определению (прилагательному) к каждому из этих слов: Собака,Кошка, Крыса, Чай, Море.
3. Подумай о ком-то, кто тебя знает и кто важен для тебя. Соотнеси их с определенным цветом (по одному человеку на один цвет): Желтый, Оранжевый, Красный, Белый, Зеленый.
4. Представь, что ты видишь со стороны свои похороны. Каковы твои ощущения и первая мысль?
5. Представь, что ты сидишь в одиночестве в пустой белой комнате. Опиши свои ощущения.
6. Ты идешь по пустыне и натыкаешься на огромную стену. Твои действия.
7. Представь, что ты на Земле в полном одиночестве.Что ты будешь делать?
ОТВЕТЫ:
1. Корова — карьера; Тигр — честь/достоинство; Овца — любовь; Лошадь — семья; Свинья — деньги.
2. Собака-описание самого себя; Кошка-партнер; Крыса-враг; Чай-интерес к сексу; Море-твоя жизнь.
3. Желтый — тот, кого ты никогда не забудешь; Оранжевый — тот, кого ты считаешь лучшим другом; Красный — тот, кого ты действительно любишь; Белый — твой близнец по духу; Зеленый — тот, кого ты будешь помнить до конца жизни.
4. Так ты воспринимаешь свою жизнь.
5. Это твое отношение к смерти.
6. А так ты относишься к трудностям и препятствиям.
7. В этом твоя истинная цель в жизни.
Гадание на 4 животных
Раздайте каждому из гостей лист бумаги на котором написаны 4 животных в столбик (лев, тигр, кролик, осел) Пусть каждый напишет с обратной стороны листика свое имя. А затем каждый должен поставить в произвольном порядке напротив каждого животного цифры от до 1 до 4 (например, лев 3, тирг-1, кролик -2, осел-4).
После этого собирайте все листики и приступайте к толкованию. Громко произнесите имя того, чье имя значится с обратной стороны листа. А потом сообщите, что всеми уважаемый гость считает себя:
— в постели с мужем (женой) название животного под цифрой 1;
— в постели с любовницей (любовником) название животного под цифрой 2;
— перед своими подчиненными — название животного под цифрой 3;
— перед своим начальником — название животного под цифрой 4.
ЕЩЁ ОДИН ТЕСТ
1. Сначала напиши в столбик числа от 1 до 11.
2. Потом напротив 1 и 2 напиши любые два числа.
3. Напротив 3 и 7 напиши имена противоположного пола (не смотри дальше, если не дописал, а то все будет неверно).
4.Напиши любые имена (например, друзей или членов семьи) в 4, 5 и 6-омномерах (не мухлюй, а то потом будешь рвать на себе волосы).
5. Напиши четыре названия песен в 8, 9, 10 и 11 (не мухлюй, а делай все шаг за шагом!).
6. И, наконец, загадай желание.

А ТЕПЕРЬ КЛЮЧ ИГРЫ

1. Ты должен рассказать об этой игре стольким людям, какое число написал рядом с номером 2.
2. Человек под номером 3 — это тот, кого любишь.
3. Человек под номером 7 — это тот , который нравится, но с которым ты все никак не можешь оказаться рядом.
4. Больше всего ты заботишься о человеке под номером 4.
5. Человек под номером 5 знает тебя очень хорошо.
6. Человек под номером 6 — это твоя «звезда удачи».
7. Песня номер 8 ассоциируется с человеком под номером 3.
8. Песня номер 9 — песня , которая относится к человеку под номером 7.
9. Десятый пункт — это песня, которая говорит о твоих мыслях, о
тебе самом.
10. И 11 — песня показывает твое отношение к жизни.
11. Что означает число под номером один — никто не знает, но что-то оно для Тебя значит, раз Ты его написал.
Гороскоп от фэн -шуй.
Смотрите, это займет всего несколько минут.
Отнеситесь к этому серьезно, без жульничества и запишите свои ответы на бумаге.
Ответы на ваш тест вы сможете посмотреть ниже.
Пожалуйста, не смотрите ответы заранее.
Итак:
1. Ваш любимый цвет: Красный, черный, голубой, зеленый или желтый.
2. Первая буква вашего имени.
3. Месяц вашего рождения.
4. Какой цвет вы предпочитаете черный или белый?
5. Назовите имя человека одного пола с вами.
6. Ваше любимое число.
7. Что вам нравится больше Петербург или Москва?
8. Что вам нравится больше озеро или океан?
9. Напишите ваше заветное желание (конечно реальное)
А теперь спускайтесь вниз, чтобы посмотреть результаты вашего теста.
ОТВЕТЫ
1. Если вы выбрали:
Красный вы живой и ваша жизнь полна любви
Черный вы консервативны и агрессивны
Зеленый вы умиротворены и ваша душа отдыхает
Голубой вы непосредственны и ждете проявления внимания, и поцелуи от тех, кого любите
Желтый вы очень счастливый человек и дарите добро. Посоветуйте желтый тем, кто в печали.
2 . Если ваш инициал:
От А до К — в вашей жизни много дружбы и любви
От Л до Р — вы пытаетесь получить от жизни максимум удовольствия,
а ваша личная жизнь просто зацветает!
От С до Я — вы любите помогать другим и в будущем ваша личная жизнь просто великолепна.
3. Если вы родились:
Янв март — год для вас пройдет очень удачно и вы обнаружите, что влюбитесь в того , в кого совершенно не ожидали влюбиться.
Апр июнь — вас ожидает очень сильная любовь, которая продлиться, не очень долго, но память о ней вы сохраните навсегда.
Июль Сент — у вас будет прекрасный год, а кроме того, вас ожидают перемены в жизни, которые станут началом новой лучшей жизни.
Окт- Дек — ваша личная жизнь не будет столь бурной и шикарной в этом году, но в конечном счете, вы найдете свою половинку.
4.Есливы выбрали:белый у вас будут те которые вам полностью доверяют икоторые сделали быдля вас все, но возможно вы не вполне осознаете это.
Черный-вашажизньпримет совершенно иное направление, вам покажется это труднымитяжелым,но в итоге это будет лучше для вас, и вы будете рады переменам.
5. Этот человек ваш лучший друг.
6. Эта цифра говорит о том, сколько самых близких друзей выбудете иметь в течение всей вашей жизни.
7. Если ваш выбор: Москва вы любитель путешествий и авантюр, если Петербург вы домосед.
8.Есливаш выбор:озеро вы преданны для своих друзей и любимых,но довольнозамкнутый человек. Если выбрали океан вы непосредственныи любитедоставлять людям радость и удовольствие.
9. Ваше желание исполнится, если вы пошлете в течение часа этот тест 5 людям.
Если вы пошлете его 10 и более людям, то оно сбудется до вашего дня рождения

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *